Оканчивая 11 класс, каждый школьник должен определиться с будущей профессией. Однако зачастую выпускники не знают, в каком направлении им развиваться. К слову, даже профориентационные тесты не всегда могут помочь. Выбор нужно сделать здесь и сейчас, и в решении этого вопроса существует несколько факторов, на которые опираются подростки:
- Собственное желание;
2. Указ родителей (куда мама с папой отправили, туда и пошел);
3. Страх провалиться (боязнь не сдать необходимые для поступления экзамены).
Задуматься о выборе профессии нужно уже в 12-13 лет. Родители могут вести серьёзные разговоры с ребёнком, выясняя его склонности и побуждая думать в этом направлении. Это помогает ему лучше понять себя. Но метаться с пакетом документов в 11-м классе, раздумывая в мае месяце, какой ВУЗ выбрать — это уже перебор. Если самостоятельно определиться сложно, можно прибегнуть к помощи специалистов.
Задавая вопрос своим сверстникам: «Почему выбрал данное направление подготовки?», я часто слышу такой ответ: «А, родители отправили сюда!». То же самое произошло и с моей подругой. Родители настояли на том, чтобы девушка поступила в нефтегазовый институт. Сейчас она на третьем курсе, но с 7 долгами по различимым дисциплинам. Ходить на пары желание полностью отсутствует. Ей абсолютно не нравится изучать физику, геологию и нефтегазовое дело. По профессии работать она точно не будет.
Психологи уверены, что родители должны лишь поддерживать желание детей, но ни в коем случае не давать указаний в выборе профессии. Психолог МГУ Анна Назарова рассказала про одну яркую ситуацию, в которой мама помогла подростку определиться:
«В нашей практике был такой случай. На консультацию мама привела сына-подростка. Она была расстроена тем, что к концу десятого класса сын мало чем интересовался, никаких особых склонностей не проявлял и учился в среднем на "тройку". Тестирование действительно не выявило ярких способностей к определенному виду деятельности, но с учётом сферы его интересов и темперамента — компьютеры и современная музыка, активное общение — программа рекомендовала профессию звукорежиссёра. Ни мама, ни сам мальчик раньше даже не задумывались о том, что такая профессия существует. А оказалось, она и подходит, и действительно ему интересна, и образование хорошее можно получить, и возможностей для трудоустройства в последующем много! За время, остававшееся до окончания школы, мальчик так проникся этой идеей, что с помощью репетиторов смог "подтянуться" по нужным предметам, сам сдал экзамены и поступил на выбранный факультет вуза. Сейчас учится на втором курсе по специальности "звукорежиссёр" и не жалеет о выбранной специальности».
Скажу пару слов про себя. В 5 классе состоялся первый в моей жизни урок английского языка. В тот момент я решил, что хочу стать переводчиком. Друзья удивляются одному: как за период с 5 по 11 класс я не поменял своего решения связать жизнь с иностранными языками. Я сам удивлен, честно говоря. Помню, как одноклассники по тысячи раз меняли свои решения, кем стать в будущем. Будучи в 10 классе, я понял, что переводчик – это не профессия. Выучить иностранный язык и заняться переводом может любой человек. Иными словами, я считал, что знание языка - это не профессия. Тогда я решил поступить на педагога английского. Успешно преодолев трудности и сдав ЕГЭ, я поступил в Сахалинский Государственный Университет.
В завершение хочу пожелать каждому выпускнику вовремя определиться с будущей профессией. В таком вопросе не стоит опираться только на мнение родителей. Да, прислушаться к ним можно, но выбор должен быть самостоятельным. Удачи на экзаменах!