Велосипед - это не только один из самых экономичных видов транспорта, но ещё и прекрасное развлечение в солнечные дни. Огромное количество велосипедов колесят по всему миру. В сравнении с Европой, велокультура в России в целом находится в зачаточном состоянии, но тем не менее идея открытия велопроката активно используется в больших городах, в которых существуют уже целые сети велопрокатов, приносящие своим владельцам стабильную прибыль в тёплое время года.
Я начинал с трёх велосипедов, которые развозил по городу на заказ. Потом начала набираться команда, и мы стали работать уже более серьёзно — открывать пункты проката. Сегодня у нас уже 6 пунктов, расположенных в разных частях города, и отдельная мастерская по ремонту велосипедов.
Дмитрий Гусев, владелец сети велопрокатов «Прокат в Ростове»
Но открытие велопроката отлично подойдёт как бизнес-идея и для небольшого городка. Если в вашем городе нет ни одного велопроката или имеющиеся не могут удовлетворить спрос, либо вы присмотрели более выгодное место — например, рядом с парком, торговым центром, бульваром, пешеходной улицей или на набережной — велопрокат сможет стать отличным вариантом начала собственного бизнеса и при этом не потребует больших вложений.
Более того, зачастую, в малых и средних городах плохо развита инфраструктура для активного и здорового образа жизни. Поэтому вашу инициативу по открытию велопроката могут поддержать городские власти, особенно если вы имеете выход на администрацию города.
C чего начать?
Для того, чтобы организовать велопрокат необходимо:
Закупить велосипеды.
Для старта хватит 10-12 велосипедов. Покупать поддержанные велосипеды не стоит — они износятся гораздо быстрей и будут нуждаться в ремонте гораздо чаще новых. Но приобретать профессиональные или даже полупрофессиональные горные велосипеды также не имеет смысла. Стоит закупить велосипеды в ценовой категории от 8 до 12 тысяч рублей.
Аренда помещения или площади.
Конечно, дешевле обойдётся аренда уличной площади — вам нужно будет лишь купить тент или поставить бытовку. Единственная проблема будет заключаться с решением и согласованием муниципальной аренды с местными властями.
Кроме того, вариант с тентом предполагает, что вы будете хранить велосипеды в другом месте, например, в собственном гараже. В этом случае вам придётся ежедневно доставлять велотранспорт к месту проката и увозить обратно на ночь во избежание краж.
Если же у вас нет свободного и бесплатного места хранения велосипедов, придётся обратиться к аренде помещения. Однако этот вариант таит в себе и минусы. Ни в коем случае нельзя размещать велопрокат во дворах или на малопроходимых улицах — вас попросту не найдут. Потратиться придётся и на вывеску — именно она будет привлекать потенциальных арендаторов Ваших велосипедов. В связи с этим вывеска должна быть яркой и бросаться в глаза.
Подбирая помещение для аренды, не обязательно обращать внимание на его состояние. Это может быть и гараж или даже подсобное помещение, но к нему должен быть лёгкий подход и безопасный выезд. Лучше начинать с небольших площадей. Идеально — если вы сможете найти такую аренду, которая позволит вам занимать большие площади по мере увеличения вашего велопарка.
Также постарайтесь договориться с арендодателем об условиях аренды в «не сезон», чтобы либо не платить аренду в зимние месяцы, либо платить её в дисконтном соотношении. Главное — вы должны быть уверены, что помещение останется за вами, и вы сможете сразу начать работу с началом сезона на прежнем месте.
Минусы
Сезонностью бизнеса
С наступлением первых холодов желание прокатиться с ветерком исчезает без следа. Бизнес, который летом приносил стабильных доход, приходится сворачивать либо перепрофилировать — организовать точку проката лыж, коньков и тюбингов, если месторасположение позволяет это сделать.
Погодные условия
Непредсказуемая и непостоянная, особенно в центральной части страны, она может очень сильно навредить прокату. Для комфортной поездки на велосипеде не подходит ни жара, ни дождь. В случае, если такая погода будет приходиться на выходные, пик активности в бизнесе велопроката — выручка существенно снизится.
Плановый ремонт велосипедов
Активная эксплуатация велосипедов, к сожалению, приводит к их износу и поломке. Нельзя исключать и небрежное использование клиентами, которые как правило не заботятся о том, чтобы сохранить работоспособность и долговечность взятого на прокат двухколёсного друга. В этом случае вам придётся искать ремонтника, к которому вы могли бы обращаться в случае ухудшения состояния вашего велопарка, либо самому постигать науку ремонта велосипедов. С другой стороны, имея в штате профессионального ремонтника, вы сможете ввести дополнительную услугу в прайс-лист велопроката и брать на ремонт личные велосипеды горожан.
Мошенники и воры
Причём опасность краж исходит как от клиентов, так и от наёмных работников. Первые берут велосипед на прокат, оставляя в замен документы, которые им не принадлежат, или несущественный денежный залог, а после исчезают с вашим велосипедом, вторые скрывают реальную выручку за день. Единственный выход — внимательно проверять соответствие фотографий на документах с реальным лицом. В случае же с работниками, придётся продумать либо систему контроля, либо мотивации для честной работы.
Так или иначе, велопрокат вполне может стать прибыльной бизнес идеей, которая подходит как большим городам так и малым, и требует для своего воплощения минимальные вложения на старте. Сможете ли вы получать максимальную отдачу от этого бизнеса, будет зависеть только от вас.
Profit.
Открывая велопрокат, первым делом нужно определить для себя — зачем вам нужен этот бизнес? Велопрокат — бизнес, которым нужно «болеть». На самом деле он также, как и любой другой бизнес, требует построения бизнес-модели, анализа рынка и возможностей будущего владельца велопроката. Без этого сложно сказать, насколько прибыльным окажется ваш велопрокат, потому что на рентабельность бизнеса будут влиять множество факторов.
Например, вы открыли велопрокат с 10 велосипедами. В первый сезон вы получили нормальную прибыль, отбили все вложения и т.д. Но во второй сезон — велосипеды стали ломаться, а в третий — вовсе стали нерабочими. Соответственно прибыль сначала снизилась, а после вы и вовсе стали работать в убыток.
Поэтому просто необходимо всё детально просчитывать и, естественно, формировать фонд на зиму или на ремонт, который в дальнейшем поможет вам работать без потерь и станет подушкой безопасности. В среднем для формирования нормального фонда нужно откладывать 30% от чистой прибыли.
Велосипеды (10 шт) - от 80 тысяч рублей
Зарплата сотрудников – от 15 тысяч рублей (варьируется для каждого региона).
Арендная плата – от 2 до 10 тысяч рублей.
Налоги, отчисления – от 10 тысяч рублей.
Расходы на ремонт – около 5 тысяч рублей.
Непредвиденные расходы – около 10 тысяч рублей.
Чистый месячный доход - около 80 тысяч рублей (в зависимости от количества велосипедов в прокате)
Даже при менее удачном ведении дел можно сделать вывод о выходе на окупаемость через 5-6 месяцев.