Нужно, чтобы мужья не препятствовали женам высказываться. Пусть говорят, что чувствуют, пусть высказывают свое мнение, свою точку зрения. А то одна женщина как-то пришла ко мне и говорит:
– Я не имею права голоса в своей семье. Муж не терпит, когда с ним не соглашаются. Я боюсь сказать что-то не то, потому что он сразу начинает на меня кричать. Только он может говорить в нашем доме. Такой вот диктатор.
Нет, женщине необходимо высказывать свое мнение. Не препятствуйте этому. В отношениях должно быть благородство.
И не нужно постоянно ожидать от близкого человека какого-то подвоха. Что нужно всем нам? Ласковое слово, уважение, тепло. Там, где всё это есть, мужья и остаются. Им не нужно искать это вне дома. Если мужа кормить, согревать, ласкать, понимать, если разговаривать с ним, то какая бы прекрасная женщина ни пыталась очаровать его, он не отнесется к ней серьезно. «Да, она красива, – подумает он, – но у меня есть моя жена! Она – мой источник, у которого я всегда могу освежиться. Зачем мне кто-то еще!»
Но если всего этого муж не видит у себя дома, если его жена – «подвижница» и «постница» (а многие христианки иногда начинают стремиться к этому), то семью можно потерять. Да, ты окружишь себя воображаемым ореолом святости и будешь считать себя героиней, а мужа – порочным грешником, но при этом сама окажешься виноватой, не удержав его своим «благочестием».
Как любят женщины говорить красивые, правильные слова! Я как-то спросил одну:
– А ты со своим мужем так же разговариваешь? Если бы он слышал от тебя такие слова, то, наверное, был бы готов отдать за тебя жизнь!
– Ну что вы, отче! Он же не вы.
– Правда? Значит, с ним ты так не говоришь…
А однажды, разговаривая с прихожанкой, я вздохнул и сказал:
– Как же хочется пирога со шпинатом!
На другой день она принесла мне целых пять пирогов от разных женщин. Я спросил ее:
– А если бы твой муж так же, вздохнув, пожелал чего-нибудь вкусненького, ты бы так же поступила?
– Нет, отче. Вы – слуга Божий.
– А он? Разве Церковь не благословила ваш союз, не соединила тебя с ним? И после этого он – не Божий слуга? Ты должна воспринимать его именно так и быть готовой умереть за него, чтобы и он был готов к тому же. И будет прекрасно!
Архимандрит Андрей (Конанос)