2,2K подписчиков

Неоднозначность однозначного: [/Goku/Zoku/Zan] Sayonara Zetsubou Sensei

193 прочитали


 さよなら絶望先生,  	俗・さよなら絶望先生, 獄・さよなら絶望先生, 懺・さよなら絶望先生, 懺・さよなら絶望先生 番外地
 
 Жанр: комедия, школьная жизнь, сёнен
  Выходил: август - сентябрь 2007, январь - март 2008, октябрь 2008 -   февраль 2009, июль 2009 - август 2009, ноябрь 2009 - февраль 2011
 Русское название: "Прощай, Унылый/Безрадостный Сенсей/Учитель"
 12 серий + 4 спешала, 13 серий + 5 спешалов (рекап и интервью), ОВА 3 серии, 13 серий, ОВА 2 серии.
 Оценка: 7 из 10
さよなら絶望先生, 俗・さよなら絶望先生, 獄・さよなら絶望先生, 懺・さよなら絶望先生, 懺・さよなら絶望先生 番外地 Жанр: комедия, школьная жизнь, сёнен Выходил: август - сентябрь 2007, январь - март 2008, октябрь 2008 - февраль 2009, июль 2009 - август 2009, ноябрь 2009 - февраль 2011 Русское название: "Прощай, Унылый/Безрадостный Сенсей/Учитель" 12 серий + 4 спешала, 13 серий + 5 спешалов (рекап и интервью), ОВА 3 серии, 13 серий, ОВА 2 серии. Оценка: 7 из 10

Если кто-нибудь скажет, что слайсы типа К-Он! бессюжетны - смело берите его за шиворот и сажайте за "Сенсеев". Если кто-нибудь скажет, что нечто однозначно - проведите ту же процедуру.

Патентованный пессимист и паникёр Итошики Нозому решил свести счёты с жизню и повеситься на близлежащей сакуре. Но проходившая мимо гипероптимистичная школьница Фуурэ Кафка (псевдоним) виснет на его ногах (чем чуть было не приводит его план к окончательному успеху) с криками: "Как же можно вешаться в такой прекрасный день в таком прекрасном мире?!" Окончательно Нозоми приходит в себя в школьном инфирмарии... Ровно для того, чтобы узнать, что он оказался классным руководителем очень своеобразного набора учеников в классе 2Н. Что приводит его в отчаяние. Впрочем, не только это. Вообще неоднозначность и дуалистичность всего происходящего в мире навевает на него подобные мысли. Но радикально прекратить это безобразие не получается... А может быть это просто дешёвое манипуляторство с его стороны? Так или иначе, вся этот безумная компания приключается не один год, сталкиваясь с различными неоднозначными социальными, культурологическими и психологическими феноменами современной жизни. Каждый - в своей неподражаемой и довольно забавной манере.

Сначала я хочу сделать три важных ремарки: не смотря на вполне понятную общность, все три сериала имеют важные различия, которые несколько мешают просмотру. Первый сериал обладает неким подобием сквозного сюжета, заключающегося в первую очередь в представлении очередных героев. То есть натурально Унылый знакомится с ученицами (героев-учеников там буквально трое, зато учениц - целая дюжина) и их персональными заглюками. Второй сериал затмевает все три по уровню бессзвянности и безумия. Фактически он даже не особо привязан к каким-либо реалиями, заданным в первом, кроме характеров персонажей, которые в разных сюжетах произвольно меняют возраст, социальное положение и... так сказать, положение во времени. Третий сериал точно так же полностью бессюжетен и является совершенно хаотичным нагромождением мини-сюжетов, но возвращается к реалиям учителя и школьников нашего времени, обсуждающих и вляпывающихся в разные феномены. Пожалуй, как ни странно, он смотрится наиболее легко. Ну, ОВАшки - по сути такие же, как третий сезон.

Второе: сериал дико перегружен текстом, который временами появляется буквально на секунду. Поэтому для полноты восприятия его надо смотреть с пальцем над кнопкой "Пауза". Что иногда достаёт.

И третий момент, который подчас интересен, но может иногда достать: дикое количество экспериментов со стилем, начавшийся с экскурса в технологии анимации (плоская мультипликация, пластелиновая, разные стили анимэ и т.п.) - и с тех пор вылезающая где ни попадя. С другой стороны, например, сюжет с названиями книг ("по сути сюжета" или "чтоб привлечь читателя"?), нарисованный в гипертрофированно-сёдзе стиле меня веселил преизрядно, но об этом ниже.

Теперь собственно что это и о чём оно. Во-первых, это безусловно классическая комедия масок. Характер каждого из героев определяется одной чертой и более ничем не обладает. В лучшем случае - эта черта имеет "оборотную сторону медали". Судите сами:

Итошики Нозому - паникёр, пессимист и манипулятор. Во всём видит только плохую сторону. Зато умеет увидеть их даже во вроде бы совершенно однозначных вещах... И не зря.

Фууре Кафка - оптимист, наоборот, умеющая любую вещь повернуть светлой стороной. Хотя получается у неё подчас действительно как-то по кафкиански. Да и вообще, она очень часто сама делает то, что выглядит очень позитивно... Но на самом деле, выясняется, что как раз её намерения полностью обратны. Как и результаты этого "позитива".

Комори Кири - хиккомори. Милейшая и обаятельнейшая, но вне четырёх стен "не бывает". И чем меньше помещение - тем лучше. (Совершенно очаровательный момент, когда Унылый идёт по школе, заглядывает в ящик с противопожарными принадлежностями, обнаруживает там Кири-тян, закрывает ящик обратно и ставит пометку в журнал: "Комори - присутствует").

Сецуна Мария Таору - генки, нелегальная иммигрантка (предположительно - с Филиппин), купившая себе документы ученика этого класса (пэтому в журнале она значится мальчиком). Характерная особенность - полное отсутствие башни, обуви и панцу.

Кицу Тири - аккуратистка, возводящая однозначность и аккуратность в принцип... Ради которого регулярно яндереет, умело применяя Сопатку Лапёрную (благо она с формальной точки зрения не является холодным оружием, "но мы-то знаем...")

А так же:

Араи Чиэ - школьный психолог, садистка.

Фудзёси Харуми - яойщица.

Хито Нами - нормальная (до предела) девочка, ненавидащая слово "нормальное".

Кимура Каэре - белобрысая "возвращенка" страдающая раздвоением личности между сутяжной гайдзинкой и скромной японкой. Источник 99% панцушотов фильма настолько, что в последней серии второй ОВА ей просто присвается титул "панцу" (как Комори - "хикки").

Кобуши Абиру - вечно перебинтованная любительница дёргать всё за хвост.

Оокуса Манами - школьница замужем за мужиком с кучей долгов и любовниц.

Цунецки Матои - девушка-сталкер, влюбляющаяся настолько, что копирует любимого и хочет знать про него всё. (Кстати, это именно её Нохацу цитирует в зарисовке Мака)

Итошики Рин - младшая сестра Унылого. Буржуйка.

Кага Аи - ходячий комплекс вины...

Оотонаши Мэйру - злоязычна... но только посредством мэйру (е-мейла). Голосом говорить отказывается как класс.

Ну и так далее.

Кстати, если присмотреться, то даже не зная нихонского, а лишь имея некоторое представление о терминологии - можно понять, что все имена - это игра слов. Комори Кири - хиккомори. Фудзёси... ну, она фудзёси и есть... Вообще, игры слов в сериалах очень много, но по счастью, составители субтитров Glen aka Glenda не поленились снабдить их соответствующими ремарками, так что шутка юмора разъясняется практически всегда.

И вот эта компания приключается во все тяжкие. Кто такая Комори Кири: хиккомори, отрезающая себя от общества, как это кажется всем? Нет, говорит Кафка. Она - зашки-вараши (домовой)! Насколько уместно называть вещи своими именами или иногда от такой прямоты можно оскандалиться? Эта девушка - сейю или певица? Невмешательство в чужую жизнь - это вежливое сохранение личного пространства другого человека или безразличие? Комори-тян заботится об Унылом, готовя для него еду и складывая его вещи (вообще, она после переселения в школу наиболее близко подходит к фактическому статусу нихонского стиля жены для Унылого, на которого, естественно для такого сериала... и совершенно непонятно с какой радости по сути - западают все девицы) или развращает его? "И такой пищи - названий до тыщи". Кое-что применимо к любым современным людям, кое-что базируется именно на особенностях японской культуры (и истории). Но признаюсь, мне, как закоренелой релятивистке было ужасно интересно смотреть - что станет очередным вытащенным на рассмотрение феноменом и как собственно его повернут и обыграют. Вообще, накал безумия временами достигает предела, но это именно такое качественное доведение идеи до абсурда, а не абсурд как таковой (в отличие от Фури-Кури, например). Каковой момент меня тоже несказанно радует.

Ну, и тем самым мы переходим к третьей особенности этих сериалов. Абсурд. Да, это театр абсурда. Но доведение идеи до этой точки - это классический приём построения шутки. И юмора там преизрядно. Временами - абсурдного. Временами - чёрного. Временами - специфичного. Впрочем, специфика выражается практически вся в двух аспектах:

Первый: начиная со второго, кажется, сезона герои активно "ломают четвёртую стенку" и обсуждают разные аспекты, связанные с тем, что они находятся в анимэ-сериале. Продажи сериала, собственного автора, какие шутки уже были, а какие надо добавить... Да просто наконец банальное: "Унылый, как тебе не стыдно, нажрался и дуроскоп зыришь!" - "А мне пофиг, этот эпизод всё равно в сериал не войдёт!" Что подчас выглядит весьма забавно.

Второй: непосредственно связан с первым. Миллиарды отсылок на анимэ, мангу, соответствующую индустрию и отаку-культуру. В смысле - прямых, лобовых отсылок. В тексте и в картинках. И честное слово, сдержать хихикание при очередном "cameo appearance" очередного знакомого тебе персонажа - довольно сложно. Глупо, конечно, но вот правда я не могу сдержать хихкания, когда при разговоре о "трудном классе" (стОит ли называть его "трудным классом" или "классом, состоящим из ярких индивидуальностей") показывают картинку-пример, на которой в правом верхнем углу режутся в маджонг Нодока, Саки, Юуки и Мако (собственно "Саки"). А картинку с косплейным Хэлловином я у себя в ЖЖ уже выкладывала - это целая викторина для отаку в одном кадре... Впрочем, в этом "разделе" бывают и более "классические" шутки, нежели чем забавные "пасхальные яйца".

В общем, совершенно не удивительно, что эти сериалы стоят совершенно по-отдельности от практически любого другого анимэ. Это такая весьма таки вещь в себе, расчитанная на довольно ограниченную и своеобразную аудиторию людей с достаточно гибкими мозгами и большим знанием японской культуры и большим запасом уже отсмотренных анимэ. Если вы имеете основания причислять себя к числу таковых - скорее всего вам понравится. Хотя не факт, что до восторга. Если нет - лучше и не пробовать.