Современную фотографию часто обвиняют в излишней концептуальности и отсутствии поэзии. Но это слишком общее и несправедливое обвинение. Есть примеры сложных современных работ, не лишенных при этом поэтики.
Проект финского фотографа Евы Ханнула «Структура неопределенности» яркий тому пример. Первое, что отмечаешь при просмотре изображений — эстетическая сторона, визуальность и насыщенность сложными метафорами. Фотографии никогда не даны полностью: они наслаиваются друг на друга, их фрагменты перемешаны или частично закрашены. Фигуры испещрены черными и белыми точками, залиты красным цветом или прикрыты полупрозрачным материалом.
Образы сложно однозначно интерпретировать, лишь названия фотографий задают условное направление мысли: «Пустые промежутки», «Слепые пятна», «Вакуум», «Глухой».
Текст к проекту отсутствует. И, забегая вперед, скажем, что это отсутствие весьма значимо. Для автора важно предоставить возможность зрителю развернуть свой собственный, свободный поток ассоциаций.
По словам Ханнула, вся ее художественная практика в целом направлена на исследование метода психоанализа, и, конкретно, концепции «жуткого» Фрейда: самым страшным для нас оказывается не то, с чем мы никогда не сталкивались, а то, что нам хорошо знакомо, но абсолютно забыто и вдруг начинает к нам возвращаться. Метод психоанализа заключается в том, чтобы ввести пациента в состояние, когда он перестанет фильтровать свою речь, и возврат вытесненного станет возможным.
Проект «Структура неопределенности», по замыслу художницы, становится визуальным воплощением описанного выше процесса: «Я хочу использовать свои фотографии для создания неоднозначных образов и визуального опыта. Андре Бретон ссылался на опыт, который случается при чтении поэзии сюрреалистов, он похож на „короткое замыкание“. Поэтический образ должен быть настолько странным, чтобы суметь обойти привычную логику ума... Своими фотографиями я надеюсь вызвать у зрителя подобный опыт „короткого замыкания“, который нарушит привычное восприятие вещей и, как следствие, создаст чувство недоумения, путаницы в том, что реально, а что полностью сконструировано в изображении».
Таким образом, обрывочность и спонтанность процессов сознания Ханнула переводит в комбинацию собственных постановочных фотографий и материалов из семейного архива, делает на их основе коллажи. С помощью фотографии она придает форму хаотичному и нестабильному, выявляет «Структуру неопределенности».
Особая логика поэзии заключается в том, что сочетания слов, не имеющие смысла с точки зрения обычного языка, в поэзии становятся понятными. На основе первичных связей между информацией и эмоциями, которые она вызывает, целенаправленно создаются новые связи. Ева Ханнула использует этот же подход, но в фотографии.
Экспериментируя с неожиданными сочетаниями, художница создает тревожные сюрреалистичные образы, которые выбивают зрителя из привычного режима восприятия. Они лишены деталей и расплывчаты настолько, что общий контур вещей оставляет лишь намек на предметы. Во время просмотра работ мы имеем дело не с узнаванием и называнием, а с собственными ощущениями, возможно, давно нами забытыми. Главным в проекте «Структура неопределенности» оказывается даже не то, что мы в итоге видим, но — где находится пространство, в котором возникает это ви́дение?
Текст: Мария Кокунова
Редактор: Юрий Гудков
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.