Найти тему
с миру по нитке

Старый Петербург

Особое место занимают открытки с видами городов,— своего рода ви­зитные карточки, приглашения к посещению.

Постепенно изображения на открытках становились все более интерес­ными, они превращались в распространенный и желательный сувенир, необходимую принадлежность путешествующего обывателя. Открытые письма сохранялись в семьях как напоминания о дальних странах, горо­дах, шедеврах выдающихся зодчих, музеях. Стали появляться многочис­ленные коллекции, например, выдающееся собрание открыток Н. С. Тагрина насчитывает более семисот тысяч систематизированных и описанных открыток. Материалы тагринской коллекции позволили восстановить скуль­птурную группу фонтана «Самсон», похищенную фашистами из окуппированного Петергофа, фасады зданий, разрушенных при обстрелах и бомбежках города. Его открытками пользовались сотрудники Ленфильма и других киностудий страны, они помогли кинематографистам воспроиз­вести необходимые им для съемок интерьеры. Старые открытки превра­тились в общепризнанный исторический источник (памятник прошлого, запечатлевший отдельные факты или совокупности свершившихся со­бытий). В открытках можно обнаружить то, что не привлекло внимания художников.

Петербургу посвящено более шести тысяч открыток, и среди них мно­жество именно таких, которые по своим сюжетам резко отличаются от городских пейзажей, выполненных художниками. При отборе открыток для данного альбома предпочтение отдавалось изображениям, в кото­рых имеется возможно больше бытовых подробностей, а также местам, где со временем произошли какие-либо изменения. Многие из них сде­лались неузнаваемыми: часть старых домов снесена, и на их месте стоят добротные постройки предреволюционного модерна, часть зданий раз­рушена фашистскими бомбами, часть — снесена в 1930-е годы. Мы не стремились показать шедевры архитектуры, но, вместе с тем, хоте­ли дать возможно полное представление о Петербурге начала XX сто­летия.

Внешний вид улиц существенно переменился — исчезли вывески, яркая раскраска, именно раскраска, домов и памятников культового зод­чества, появились бросающиеся в глаза признаки катастрофического раз­рушения города. В сравнении с Москвой и многими другими городами России Петербург пострадал меньше, но пострадал. Уничтожена и пере­строена масса церквей, исчезли почти все дворцовые и домовые церкви. При производстве капитального ремонта зданий, украшения на многих фасадах оказались с существенными утратами, навсегда исчезло громад­ное количество интереснейших, ценнейших интерьеров с каминами, наборными паркетами, лепниной, росписью, дубовыми оконными рамами и дверями. Во всех пояснениях к изображениям по возможности оговорены разрушения, кроме раздела IV, где утрачено практически все. Конечно же, абсолютное большинство зданий и сооружений сохранилось, сравне­ние изображений с натурой иногда поражает абсолютной сохранностью мельчайших деталей.