Особое место занимают открытки с видами городов,— своего рода визитные карточки, приглашения к посещению.
Постепенно изображения на открытках становились все более интересными, они превращались в распространенный и желательный сувенир, необходимую принадлежность путешествующего обывателя. Открытые письма сохранялись в семьях как напоминания о дальних странах, городах, шедеврах выдающихся зодчих, музеях. Стали появляться многочисленные коллекции, например, выдающееся собрание открыток Н. С. Тагрина насчитывает более семисот тысяч систематизированных и описанных открыток. Материалы тагринской коллекции позволили восстановить скульптурную группу фонтана «Самсон», похищенную фашистами из окуппированного Петергофа, фасады зданий, разрушенных при обстрелах и бомбежках города. Его открытками пользовались сотрудники Ленфильма и других киностудий страны, они помогли кинематографистам воспроизвести необходимые им для съемок интерьеры. Старые открытки превратились в общепризнанный исторический источник (памятник прошлого, запечатлевший отдельные факты или совокупности свершившихся событий). В открытках можно обнаружить то, что не привлекло внимания художников.
Петербургу посвящено более шести тысяч открыток, и среди них множество именно таких, которые по своим сюжетам резко отличаются от городских пейзажей, выполненных художниками. При отборе открыток для данного альбома предпочтение отдавалось изображениям, в которых имеется возможно больше бытовых подробностей, а также местам, где со временем произошли какие-либо изменения. Многие из них сделались неузнаваемыми: часть старых домов снесена, и на их месте стоят добротные постройки предреволюционного модерна, часть зданий разрушена фашистскими бомбами, часть — снесена в 1930-е годы. Мы не стремились показать шедевры архитектуры, но, вместе с тем, хотели дать возможно полное представление о Петербурге начала XX столетия.
Внешний вид улиц существенно переменился — исчезли вывески, яркая раскраска, именно раскраска, домов и памятников культового зодчества, появились бросающиеся в глаза признаки катастрофического разрушения города. В сравнении с Москвой и многими другими городами России Петербург пострадал меньше, но пострадал. Уничтожена и перестроена масса церквей, исчезли почти все дворцовые и домовые церкви. При производстве капитального ремонта зданий, украшения на многих фасадах оказались с существенными утратами, навсегда исчезло громадное количество интереснейших, ценнейших интерьеров с каминами, наборными паркетами, лепниной, росписью, дубовыми оконными рамами и дверями. Во всех пояснениях к изображениям по возможности оговорены разрушения, кроме раздела IV, где утрачено практически все. Конечно же, абсолютное большинство зданий и сооружений сохранилось, сравнение изображений с натурой иногда поражает абсолютной сохранностью мельчайших деталей.