Бэнкси вернулся в Нью-Йорк. В марте в «Большом яблоке» появились сразу четыре новых граффити уличного художника. До этого в Нью-Йорке в последний раз он работал в 2013 году. Рассказываем, что за работы Бэнкси нарисовал в Нью-Йорке и вспоминаем, что мы знаем, а чего нет о самом известном уличном художнике мира.
— Бэнкси, пожалуй, самый загадочный современный художник. Он скрывает свое имя и внешний вид, а упоминание тех или иные фактов его биографии сопровождается глаголом «считается». Итак, считается, что Бэнкси родился в 1974 году в Бристоле и начинал, как обычный райтер. Со временем граффити художника начали приобретать социальный и политический подтекст, а самому художнику становилось все сложнее уходить от полиции. И тогда он начал использовать трафареты.
К искусству Бэнкси относятся по-разному. Одни называют его граффити актом вандализма, другие, и в том числе и знаменитости, покупают его работы на аукционах и коллекционируют.
— Известно, что работы Бэнкси уходят с молотка за сотни тысяч долларов. Самое дорогое его граффити — Keep It Spotless.
В 2007 году оно ушло с молотка на торгах Sotheby’s за $1,87 млн. А год спустя тот же аукционный дом продал работу Simple Intelligence Testing за $1,26 млн.
Кстати, именно в 2008 году еще один британский аукционный дом Bonhams выделил уличное искусство в отдельные торги. Сам художник удивляется столь высоким ценам на свои работы. И после продажи Simple Intelligence Testing сделал пародию на граффити, приписав к изображению надпись: «Поверить не могу, что вы, идиоты, действительно покупаете это дерьмо». Среди «идиотов» есть и знаменитости. Так, работы Бэнкси хранятся в коллекции Леонардо ди Каприо и были в собрании Анджелины Джоли и Бреда Питта.
— Граффити не единственное, чем занимается Бэнкси. В 2010 году уличный художник представил полнометражный документальный фильм «Выход через сувенирную лавку», который даже был номинирован на «Оскар».
Название для картины Бэнкси позаимствовал у группы Exit Through the Gift Shop, а в качестве компенсации подарил музыкантам одну из своих работ. Кроме этого, уличный художник летом 2015 года ровно на месяц открыл в британском городе Уэстон-сьюпер-Мэр парк развлечений Dismaland. Созданный как сатира на современную индустрию развлечений, «депрессивный Диснейленд» тогда принес экономике региона доход в £20 млн.
Еще одно предприятие Бэнкси — гостиница Walled Off. Ее уличный художник открыл весной 2017 года в Вифлееме рядом со стеной, разделяющей Израиль и территорию Палестины.
— Различные догадки о личности уличного художника за последние годы высказывались несколько раз. В марте 2016 года британские ученые из лондонского Университета королевы Марии предположили, что под псевдонимом Бэнкси скрывается Робин Ганнингем.
Был применен криминалистический метод геопрофилирования. Ученые проанализировали 140 адресов в Лондоне и Бристоле, где были нанесены работы Бэнкси, а также расположенные поблизости жилые кварталы и пабы. И выяснили, что их чаще других посещал Робин Геннингем.
— Еще одна версия о личности Бэнкси была выдвинута полгода спустя. Журналист Крейг Уильямс предположил, что за маской уличного художника может скрываться основатель группы Massive Attack Роберт Дель Ная.
Уильямс проанализировал расположение работ Бэнкси по всему миру и оказалось, что больше десятка раз они появлялись там же, куда приезжали выступать Massive Attack. Кстати, и Бэнкси, и Дель Ная родились в Бристоле. Оба не скрывают, что знают друг друга. Кроме этого, основатель Massive Attack неплохо рисует и был известен как раз своими граффити.
— В 2017 году британцы голосовали за свое любимое произведение искусства. И первое место заняло граффити «Девочка с шаром» Бэнкси, сообщал The Telegraph.
Уличный художник сумел обойти Джона Констебла, Уильяма Тернера, Дэвида Хокни и других мастеров. Граффити «Девочка с шаром» было нарисовано на стене типографии в восточном Лондоне в 2002 году. А спустя 12 лет продано на аукционе за £73 тыс.
— В марте 2018 года Бэнкси нанес на стены в разных районах Нью-Йорка четыре граффити. Самое первое появилось на здании заброшенного банка в районе Ист-Виллидж. В циферблат часов над входом уличный художник вписал крысу.
Вторую работу Бэнкси нанес на стену на пересечении улиц Хаустон-стрит и Бауэри. Граффити стало высказыванием в поддержку турецкой художницы и журналистки курдского происхождения Зехры Доган, которую арестовали после попытки переворота в Турции летом 2016 года, после чего осудили за «изображение текущих военных операций и нарушение комендантского часа».
Сейчас Доган отбывает срок в два года и девять месяцев. Бэнкси изобразил Зехру за решеткой, а вокруг штрихами отметил количество дней, проведенных ею в тюрьме. Еще две работы появились в Бруклине. На первом художник на фоне знака растущих акций изобразил человека в костюме и каске, прогоняющего детей и стариков с земельного участка.
А на втором к кругу из кирпичей пририсовал тюленя, держащего шар на носу.
— Бэнкси вернулся в Нью-Йорк спустя пять лет. В последний раз его работы появлялись на стенах города осенью 2013 года. Тогда художник запустил в «Большом яблоке» проект под названием Better Out Than In («Лучше снаружи, чем внутри»). Сам он тогда отмечал, что выбрал именно Нью-Йорк за его «многолюдность и многоликость».
Название проекта имело отсылку к импрессионисту Полю Сезанну. Французский художник говорил: «Все картины, написанные внутри, в мастерской, никогда не будут так хороши, как те, что выполнены за ее пределами». В рамках проект Бэнкси в течения месяца писал каждый день по новому граффити. Рядом с каждым рисунков был указан номер телефона, позвонив по которому можно было бесплатно прослушать ироничный аудио комментарий.