Найти тему
Истории об истории

Наперегонки со смертью: спортивные соревнования, в которых погибли 2/3 участников

Оглавление

Начало XX века навсегда останется временем бесшабашных романтиков воздухоплавания. Отважные летчики смело бороздили воздушные просторы на далеких от совершенства и очень небезопасных самолетах. Это была эпоха новых рекордов и, практически неизбежных в столь рискованном деле, катастроф и трагедий.

Апогеем авантюрного спортивного пилотирования стала воздушная гонка «дерби Доула».

Начало соревнований
Начало соревнований

Испытание для лучших из лучших

Летом 1927 года миллионер Джеймс Драммонд Доул организовал воздушные состязания. Главного победителя ожидал крупный приз в 25 тысяч, а за второе место посулили 10 тысяч долларов. Сумма весьма внушительная, если учесть, что в то время средний месячный доход составлял 150–170 долларов.

Джеймс Доул владел крупнейшей гавайской компанией по импорту ананасов и предложил всем желающим авиаторам совершить беспосадочный трансатлантический перелет.

Стартовой точкой была взлетно-посадочная полоса Окленда в штате Калифорния, а финиш — в аэропорту Гонолулу на Гавайях. Быть может, миллионер просто скучал или же он хотел сделать свой вклад в развитие воздушного сообщения с материком — как бы то ни было, вызов был брошен.

Перед стартом
Перед стартом

Непосредственной подготовкой мероприятия занялась национальная ассоциация воздухоплавания. Особое внимание уделялось подготовленности участников соревнований. Проверку осуществлял опытный ветеран ВМФ — Бенжамен Уайатт.

Кроме тщательного контроля технического состояния самолетов, огромное внимание уделялось штурманским навыкам вторых пилотов. Маршрут гонки проходил над открытым океаном с минимумом визуальных ориентиров, а завершался на острове, который среди безбрежных синих просторов не так уж и просто найти.

Следует учесть и особенности эпохи. Авиационная радиосвязь делала первые шаги, оборудование имелось на единичных самолетах. Основная масса пилотов ориентировалась в полете по старинке. Местоположение определялось вычислением координат: учетом направления, скорости и времени в пути. Ночью помогали звезды, а днем — приметные визуальные ориентиры.

Задача, поставленная перед участниками гонок, была непростой, поэтому прогрессивная общественность оказывала разнообразную помощь. По маршруту движения в оговоренных точках выстроились гражданские корабли, а на близлежащей базе для оказания помощи готовился выйти в океан военный авианосец.

Проверка участников соревнований не была излишней осторожностью: из тридцати трех подавших заявку допуск получили только одиннадцать, более того, до старта добрались лишь восемь из них. Три самолета на этапе подготовки потерпели крушение, в живых остался лишь экипаж одного из них. На старт вышло восемь экипажей.

Притяжение земли

Гонка началась 16 августа 1927 года в полдень. Первый же самолет, «Оклахома», поднявшийся в воздух, вынужден был вернуться на аэродром из-за перегрева мотора. Впрочем, это было только начало.

Следующий участник, «Эль Энканто», не сумел набрать высоту, и самолет рухнул на взлетную полосу, развалившись на куски. К счастью, пилот остался жив.

Подобная участь ожидала и третий, вышедший на старт, самолет — «Пабко Флаер». Однако стоит отдать должное пилоту: первая неудачная попытка взлететь, окончившаяся падением за взлетной полосой, не остановила храбреца. Немного подремонтировав свой самолет, он вновь попытался присоединиться к гонке, но снова потерпел крушение. Упорный смельчак отделался травмами, а самолет окончательно погиб.

Крушение «Пабко Флаер»
Крушение «Пабко Флаер»

Сложности со взлетом и технические трудности возникли не случайно. Машины всех участников были загружены под завязку. Гонщикам предстояло преодолеть 3870 километров без дозаправок, и все свободное место было забито топливом.

Четвертый самолет, «Золотой орел», взлетел без приключений и взял курс на Гавайи. Первая удача за день внушала определенную долю оптимизма. Следом благополучно отправился в полет самолет «Мисс Доран». Эта машина прочно держала за собой приз зрительских симпатий, кроме пилота и штурмана на борту находилась очаровательная девушка авиатор Милдред Доран.

Далее по очереди успешно набрали высоту самолеты «Вулрок» и «Алоха». Последним стартовал «Дух Далласа», но из-за технических неполадок вскоре вернулся на аэродром.

Всего четыре машины из восьми сумели выйти на намеченный маршрут, но до финиша добралось лишь две.

Радость победы и горечь утрат

Победителем «дерби Доула» стал «Вулрок», пилотируемый Артуром Гёбелем и Уильямом Девисом.

Самолет «Вулрок»
Самолет «Вулрок»

Можно сказать, что победила технология — самолет был оборудован радиосвязью и почти на всем протяжении пути выходил на связь с дежурящими на маршруте судами. Полет длился чуть больше суток.

Артур Гёбель, выигравший соревнование
Артур Гёбель, выигравший соревнование

Вторым пришел экипаж «Алоха». Хотя они и отстали от лидеров на два часа, но зато были настоящими героями уходящей эпохи. В самолете «Алоха», который пилотировал Мартин Дженсен вместе со штурманом Полом Шлютером, не было радиоустройств. Летчик для экономии топлива поддерживал машину на минимальной высоте и двигался практически вслепую, ориентируясь лишь на вычисление координат.

Кроме того, самолет не был оснащен дополнительными баками и топливо приходилось постоянно доливать из многочисленных канистр, чем штурман и занимался всю дорогу, не выпуская сигары изо рта. Тем не менее «Алоха» долетела до Гавайев, хоть и с небольшим опозданием. Полет занял чуть более суток.

Ни «Золотой орел», ни «Мисс Доран» в аэропорту Гонолулу так и не появились. Храбрые летчики и прекрасная девушка авиатор исчезли в синих водах Атлантики навсегда. Поиски ничего не дали и только увеличили количество жертв смертельной гонки — попал в бурю и разбился «Дух Далласа».

Самолет «Дух Далласа»
Самолет «Дух Далласа»

Смерть собрала богатый урожай — общественность негодовала. Был принят специальный закон, запрещающий сверхдальние перелеты за денежный приз. Воздушная гонка «дерби Доула» стала последней грандиозной и романтичной авантюрой покорителей воздуха.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!