В своих лекциях профессор университета Мармара (Стамбул), историк Ахмет Шимширгиль уделяет особое внимание деталям, о которых не знает даже широкая публика в самой Турции. Ряд свидетельств, дошедших до наших дней в устной и письменной форме, вносит порой неожиданно новое в жизнеописание лиц правящей династии Османской империи.
Закон Фатиха — допустимо, но не обязательно
Так, на вопросы о предшествовавших закону Фатиха событиях и личностях правителей, профессор отвечает трогательными стихами Мехмеда II, о которых не знает общественность. А ведь это именно он, Мехмед II, предстает в истории самым хладнокровным братоубийцей. Но в трогательных, сентиментальных своих строках Мехмед II воспевает и образ матери, и жизнеописание нескольких колен правителей империи.
Что касается закона Фатиха, то вчитайтесь в его смысл: «во имя всеобщего блага допустимо умерщвление родных братьев».
Здесь профессор подчеркивает определяющее понятие допустимости, и это — не шарт (обязательное или непременное условие в исламе). Таким образом, закон Фатиха не делал братоубийство делом обязательным или неизбежным, а лишь позволял таким образом прекращать смуты и волнения во власти.
К сожалению, вся мировая история может предстать кровавой, если глубоко изучать семейные отношения правящих династий Европы и Востока средних веков. Османская империя лишь сделала это гласным и законным явлением.
Селим I — дерзкий, а не грозный
В личности султана Селима I (Явуз), отца Сулеймана Кануни, исторические факты раскрывают также немало интересного. Во-первых, он не был жестоким и хрестоматийно кровожадным, каким описывает его художественная литература и альтернативные источники.
Более того, в вольной трактовке понятия турецкого слова yavuz выбрано значение «грозный», хотя Селиму I больше соответствует эпитет «дерзкий» - кстати, это понятие тоже может обозначаться словом yavuz. В одной из турецких поговорок этот эпитет описывает вора, который в чужом доме подавляет хозяина. Дерзость, а не грозность. Именно дерзость была присуща Селиму I, о чем свидетельствуют исторические факты.
К примеру, перед походом на Каир в 1517 году у Селима I был конфликт с шейх-уль-исламом Зенбилли Али-эфенди. Этот богослов рекомендовал убить иранских торговцев, чтобы избавиться от шиитского присутствия в Стамбуле. Надо бы внести ясность в положение шейх-уль-исламов (учных богословов) в Османской империи — они имели право указывать верховным правителям на их ошибочные суждения, идущие вразрез с догмами ислама.
Но Селим I возмущенно и дерзко ответил шейху: - Не смей вмешиваться в экономические дела! То, что им запрещено, я уже запретил. Остальное — не твое дело, так как к религии это отношения не имеет! Возмущенный и раздраженный султан потянулся было к мечу, но колебался. Он сидел верхом, а шейх стоял перед ним, готовый принять страшную смерть. Селим просидел в такой позе несколько минут, а потом подстегнул коня, и умчал. Подобный эпизод как нельзя лучше подчеркивает далеко не грозность, а дерзость султана.
Оправдание закона Фатиха
Вопрос единовластия назревал давно. Жители и богословы, купцы и лица, облеченные властью, страдали в периоды раздоров между султанами канун (законными) и султанами-самозванцами. Беда империи была в том, что многочисленное потомство очередного правящего султана то и дело заявляло претензии на власть единовременно. И в таких условиях под угрозой становилось само существование империи. Как у стада должен быть один пастух, как в небе светит одно солнце, империей должен править один султан — аргументировали закон Фатиха богословы и диван.
Для понимания глубины проблемы закона Фатиха, добавляет профессор Шимширгиль, надо окунуться в мир османской империи средних веков. Ведь помимо основной административной функции и верховенства командования, у султанов была куда более важная роль — они правили исламским миром (с поправками на соседние государства с не суннитскими взглядами, но находившихся под влиянием империи).
Султан являл собой и светскую, и духовную власть в империи. И когда одного султана, правящего по законам ислама, начинали одолевать братья, которые тоже заручались поддержкой лояльного духовенства, в исламском мире неизбежно назревали расколы. И этому положил конец закон Фатиха.
Закона Фатиха очень боялась и Хюррем-султан. И принимала меры, чтобы он не коснулся её детей. Читать об этом.