Найти тему

Братоубийства в Османской империи: неизвестные детали

Оглавление

В своих лекциях профессор университета Мармара (Стамбул), историк Ахмет Шимширгиль уделяет особое внимание деталям, о которых не знает даже широкая публика в самой Турции. Ряд свидетельств, дошедших до наших дней в устной и письменной форме, вносит порой неожиданно новое в жизнеописание лиц правящей династии Османской империи.

Закон Фатиха — допустимо, но не обязательно

Так, на вопросы о предшествовавших закону Фатиха событиях и личностях правителей, профессор отвечает трогательными стихами Мехмеда II, о которых не знает общественность. А ведь это именно он, Мехмед II, предстает в истории самым хладнокровным братоубийцей. Но в трогательных, сентиментальных своих строках Мехмед II воспевает и образ матери, и жизнеописание нескольких колен правителей империи.

Что касается закона Фатиха, то вчитайтесь в его смысл: «во имя всеобщего блага допустимо умерщвление родных братьев».

Здесь профессор подчеркивает определяющее понятие допустимости, и это — не шарт (обязательное или непременное условие в исламе). Таким образом, закон Фатиха не делал братоубийство делом обязательным или неизбежным, а лишь позволял таким образом прекращать смуты и волнения во власти.

К сожалению, вся мировая история может предстать кровавой, если глубоко изучать семейные отношения правящих династий Европы и Востока средних веков. Османская империя лишь сделала это гласным и законным явлением.

Шехзаде Мустафа, которого чудом не коснулся закон Фатиха
Шехзаде Мустафа, которого чудом не коснулся закон Фатиха

Селим I — дерзкий, а не грозный

В личности султана Селима I (Явуз), отца Сулеймана Кануни, исторические факты раскрывают также немало интересного. Во-первых, он не был жестоким и хрестоматийно кровожадным, каким описывает его художественная литература и альтернативные источники.

Более того, в вольной трактовке понятия турецкого слова yavuz выбрано значение «грозный», хотя Селиму I больше соответствует эпитет «дерзкий» - кстати, это понятие тоже может обозначаться словом yavuz. В одной из турецких поговорок этот эпитет описывает вора, который в чужом доме подавляет хозяина. Дерзость, а не грозность. Именно дерзость была присуща Селиму I, о чем свидетельствуют исторические факты.

К примеру, перед походом на Каир в 1517 году у Селима I был конфликт с шейх-уль-исламом Зенбилли Али-эфенди. Этот богослов рекомендовал убить иранских торговцев, чтобы избавиться от шиитского присутствия в Стамбуле. Надо бы внести ясность в положение шейх-уль-исламов (учных богословов) в Османской империи — они имели право указывать верховным правителям на их ошибочные суждения, идущие вразрез с догмами ислама.

Но Селим I возмущенно и дерзко ответил шейху: - Не смей вмешиваться в экономические дела! То, что им запрещено, я уже запретил. Остальное — не твое дело, так как к религии это отношения не имеет! Возмущенный и раздраженный султан потянулся было к мечу, но колебался. Он сидел верхом, а шейх стоял перед ним, готовый принять страшную смерть. Селим просидел в такой позе несколько минут, а потом подстегнул коня, и умчал. Подобный эпизод как нельзя лучше подчеркивает далеко не грозность, а дерзость султана.

Султан Селим I
Султан Селим I

Оправдание закона Фатиха

Вопрос единовластия назревал давно. Жители и богословы, купцы и лица, облеченные властью, страдали в периоды раздоров между султанами канун (законными) и султанами-самозванцами. Беда империи была в том, что многочисленное потомство очередного правящего султана то и дело заявляло претензии на власть единовременно. И в таких условиях под угрозой становилось само существование империи. Как у стада должен быть один пастух, как в небе светит одно солнце, империей должен править один султан — аргументировали закон Фатиха богословы и диван.

Для понимания глубины проблемы закона Фатиха, добавляет профессор Шимширгиль, надо окунуться в мир османской империи средних веков. Ведь помимо основной административной функции и верховенства командования, у султанов была куда более важная роль — они правили исламским миром (с поправками на соседние государства с не суннитскими взглядами, но находившихся под влиянием империи).

Султан являл собой и светскую, и духовную власть в империи. И когда одного султана, правящего по законам ислама, начинали одолевать братья, которые тоже заручались поддержкой лояльного духовенства, в исламском мире неизбежно назревали расколы. И этому положил конец закон Фатиха.

Кёсем плачет над телом сына Мехмеда, казненного по приказу его брата султана Османа II
Кёсем плачет над телом сына Мехмеда, казненного по приказу его брата султана Османа II

Закона Фатиха очень боялась и Хюррем-султан. И принимала меры, чтобы он не коснулся её детей. Читать об этом.

Понравилась статья? Нажимайте палец вверх (лайк) и подписывайтесь на наш канал "Восточная сказка".