Великий В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев»
И все из-за того, что двигательные и речевые центры в головном мозге находятся рядом.
Чем лучше развита моторика, тем успешнее будет развиваться и речь.
Начинать заниматься с ребенком необходимо с самого раннего возраста👶
Я разделю крупную и мелкую моторику. Сегодня мы поговорим о мелкой моторике детей до 1 года.
👉🏼От 0 до 3 месяцев
1. У младенцев идет естественное развитие движений руки. Как только вы заметите, что ваш малыш потихоньку ощупывает пеленку, самое время давать ему в ручки лоскутки разной ткани: шелк, фланель, велюр, бархат, вельвет.
Можно связать небольшой шерстяной квадратик с выпуклой поверхностью.
2. Чуть позже можно обзавестись развивающий коврик, на котором нашиты мелкие и крупные пуговицы, бусины, различные виды ткани, вшит шуршащий целлофановый пакет, пришито зеркальце.
👉🏼От 3 до 6 месяцев
1. Малыш уже может брать игрушки в руки самостоятельно. Чуть позже он начнет перекладывать их из одной руки в другую. Пора покупать игрушки - подвески, сделанные из различной фактуры.
Можно сшить небольшие мешочки из тонкой, но плотной ткани и наполнить их различными бобовыми и крупами: фасолью, горохом, пшеном, гречкой, вермишелью и т. п. Только не делайте их по килограмму и не набивайте очень плотно. Мешочки должны легко держаться в маленьких ручках. А фасоль свободно перемещаться внутри.
2. Можно взять обычный шнурок или веревочку, нанизать крупные бусины и крепко завязать. Дети любят перебирать такие самодельные четки. Особенно если бусины разные по цвету и форме.
3. Хороши в это время и всевозможные развивающие коврики, покупные либо самодельные.
👉🏼От 6 до 9 месяцев
1. Ваш малыш уже крепко сидит, значит можно разнообразить игры. Попробуйте тесто. Из всех материалов тесто самое безопасное.
Даже если ребенок тайком попытается утянуть кусок в рот, - ничего страшного не будет. Сделайте тесто из муки, воды и капельки подсолнечного масла. Тесто должно быть не очень крутым. Конечно, ни о какой лепке речь не идет. Положите просто в миску и дайте малышу волю. Пусть он рвет и мнет тесто, только не ест. В это время кровь активно приливает к ладоням крохи - получается полезный массаж.
Такое тесто хранится в холодильнике и используется несколько раз.
2. Можно взять очень мягкий пластилин и катать вместе с малышом, а точнее, вместо малыша (его руками) шарики и колбаски.
К какому-нибудь празднику уже реально сделать открытку с цветочком из пластилина. Вы подготавливаете детали, а прижимаете к бумаге ладошками ребенка.
3. Можно катать шарики из бумаги или фольги. Катаем вместе с малышом, взяв в свои руки его ладони.
4. Во время купания в воде можно ловить резиновые игрушки или мыло.
👉🏼От 9 месяцев до года
1. Продолжаем активно играть в пальчиковые игры. Придумываем их самостоятельно для разнообразия репертуара.
2. Продолжаем лепить из пластилина. Теперь можно добавить различные крупы, бобовые. Например, слепите лепешку из пластилина, придавите ее к бумаге. Теперь берем гречку, горох или фасоль и вдавливаем их в пластилин. Вы можете выложить какой-то орнамент. А можете просто вдавливать хаотично. Смотрите внимательно, чтобы ребенок не проглотил бобовые. Не оставляйте его наедине!
3. Можно попробовать рисовать пальчиковыми красками. Обложите все вокруг ненужной бумагой. Оденьте ребенка в старую одежду, которую не жалко испортить. Покажите, как окунать палец и оставлять след на бумаге.
Начинайте рисовать с краски одного цвета. На следующее занятие цвет поменяйте. Ребенку достаточно минут 20-30 для рисования.
Никаких шедевров вы не получите. Но это еще одно занятие для развития мелкой моторики пальцев рук.
4. Возможны игры с песком, только смотрите, чтобы ребенок его не ел.
Вы можете придумать массу игр по аналогии или просто самостоятельно. Главное, чтобы пальчики вашего малыша работали. А через некоторое время вы будете гордиться речевыми способностями вашего ребенка.
Eщё больше статей о развитии детей по ссылке: https://t.me/olga_razvivaika