Как Google запретил рекламу криптовалют
Вслед за Facebook о запрете рекламы криптовалюты заявила крупнейшая в мире поисковая система — Google. Ограничения касаются не только виртуальных валют, но также ICO, криптокошельков, бирж и рекомендаций по торговле на криптовалютном рынке. Новая рекламная политика Google, в которой содержатся эти ограничения, вступит в силу в июне текущего года.
Помимо криптовалют и ICO Google перестанет рекламировать бинарные опционы, контракты на разницу цен и другие рисковые биржевые инструменты. У компаний, деятельность которых связана с этими продуктами, будет возможность давать рекламу в отдельных странах после сертификации финансовыми регуляторами. Хотя криптовалютным компаниям не приходится рассчитывать на прохождение сертификации.
Запреты Google и Facebook в первую очередь повлияют на мошеннические проекты, а также на новые проекты на стадии активного продвижения, считает основатель KICKICO Анти Данилевский. «На наш взгляд, бан состоялся вовремя — пользователи поисковиков и потенциальные инвесторы уже устали от бесконечного изучения помпезных лэндингов далеко не выдающихся проектов. При этом стоит пояснить: реклама будет запрещена, но поисковые результаты — нет. Точно так же в Google нет рекламы огнестрельного оружия, но задайте ключевое слово в поиске, и вы его увидите», говорит Данилевский.
Последствия запрета
Объявление Google о запрете рекламы криптовалют привело к небольшому падению курсов ведущих виртуальных валют. В первые несколько суток после сообщения о предстоящем запрете курс bitcoin снизился на 2,6%, Litecoin и Ethereum — на 3% каждый. По мнению экспертов, запрет рекламы криптовалют и ICO такими корпорациями, как Google и Facebook может и дальше давить на курсы криптовалют.
Потеря важных рекламных площадок может привести к снижению числа новых инвесторов на криптовалютном рынке. Также это спровоцирует рост цен на тех площадках, где реклама соответствующих проектов пока разрешена. В условиях сужения рекламного рынка продвигать себя в условиях высокой конкуренции будет становиться все сложнее. На долю Google приходится большой кусок рекламного рынка: затраты на привлечение трафика и из поисковика составляют обычно от 40% до 60% бюджета на PR и маркетинг проекта. В свою очередь, это одна из крупных статей расходов при организации ICO. «Крупнейшие проекты могут потратить $200-250 тыс на онлайн-рекламу. Google был важнейшей площадкой в последние месяцы после выхода Facebook из игры; а цены в баннерообменных сетях улетают в космос» — рассуждает Анти Данилевский.
Сами площадки тоже теряют в деньгах: по данным Google за 2016 год, социальная сеть отклонила за нарушение правил объявления на сумму $1,7 млрд, а за 2017 — на $3,2 млрд. Однако эксперты отмечают, что эти суммы незначительны для крупных компаний: «Учитывая, что за год проходит порядка 100 крупных размещений, мы говорим о годовой выручке в размере $5-15 млн. Потери такого масштаба обеспокоили бы районную газету, но не гиганта с капитализацией $600 млрд. Недополученная выручка и прибыль оправдывают возможность заявить, что вы отсекли скамеров», — говорит Анти Данилевский.
Мессенджеры против рекламы криптовалют и ICO
Facebook о своем намерении запретить рекламу криптовалют и ICO заявил в конце января. О таком же запрете сообщили китайские поисковик Baidu и мессенджер Weibo. В феврале, после того как власти ужесточили регулирование сектора, они удалили все объявления о криптовалюте. Во всех случаях причины запрета очень похожи: возможное введение пользователей в заблуждение. Социальные сети и поисковые системы говорят о стремлении защитить пользователей от возможного мошенничества.
В конце прошлой недели появилась информация о том, что Twitter также планирует запретить рекламу ICO, криптокошельков и криптобирж. Как сообщает SkyNews со ссылкой на свои источники, соответствующая реклама может исчезнуть из сервиса микроблогов через две недели. Интересно, что генеральный директор Twitter Джек Дорси возглавляет компанию Square, которая не так давно начала предлагать возможность торговли bitcoin. Не исключено, что в перспективе компания будет инвестировать в криптовалюту.
Что дальше?
Google и Facebook вместе контролируют около 2/3 глобального рынка онлайн-рекламы, в США этот показатель составляет 60%. Среди альтернативных каналов продвижения криптовалютных проектов эксперты называют SEO и создание сайтов-посредников: «Это сайты, которые будут служить перевалочным пунктом трафика из рекламных кампаний к криптосайтам. Сейчас схожие методы используются в медицине, реклама которой практически полностью запрещена в «Яндексе» — говорит Евгений Никонов, руководитель креативного агентства BezNebes.
Если говорить о русскоязычном сегменте интернета, то здесь уход с рекламного рынка Google и Facebook может сыграть на руку отечественным соцсетям. «Реклама в Facebook эффективна для крайне узкого сегмента, в основном ее рассматривают как имиджевую. Спрос на нее ниже, чем на рекламу во «Вконтакте» или «Одноклассниках». Наиболее эффективны для рекламодателей как раз «Одноклассники» — добавляет Евгений Никонов.
Эксперты прогнозируют, что рекламодатели будут пытаться обойти запреты: Google и Facebook отклоняет объявлении, основываясь на выявлении определенных ключевых тегов. Поэтому компании, дающие объявления криптовалютной тематики, могут, например, попробовать использовать синонимы. Также участники рынка считают, что Facebook и Google со временем могут допустить рекламу тех криптокомпаний, которые находятся в правовом поле.