Отправляясь
Природа Финляндии характерна тем, что ничем не отличается от любой другой такой же. Те же берёзки, осинки, рябинки, те же сосны и ели, травки кустики всё то же, что соответствует лесу средней полосы. Если конечно этот лес ещё не вырублен.
От чего же в таком случае каждый раз перехватывает горло и расправляются лёгкие лишь только удаётся миновать приграничную зону Финляндии, на финско - российской границе.
Финляндия - маленькая страна, по площади чуть меньше европейской части России, по численности населения чуть меньше населения Санкт-Петербурга и всё равно маленькая. Именно этим объясняется тот факт, что приграничная зона в Финляндии не превышает километра, а в РФ редко меньше пятнадцати.
Суоми - как говорят про неё финны лежит в тысячах озёр и дорог, вся покрыта лесом и гранитом, поверх гранита снова лес. Именно в этом гранитном лесу, на бесчисленных дорогах у бесчисленных рек в Финляндии всё и происходит.
Финский лес начинается ещё перед границей и не заканчивается, практически, нигде, даже за полярным кругом, где в любой уважающей себя стране тундра, в Финляндии всё тот же лес. Только оленей и всяких росомах побольше.
Города Финляндии тоже находятся в лесу, возникает ощущение, что не деревья были высажены в городе, а город выстроен между деревьями, при этом кажется, что даже на месте домов ничего не рубили, а аккуратно переставляли сосны на новое место. В общем финский лес кажется незыблемой данностью от сотворения мира, что в корне не так.
Во времена первой промышленной революции Финляндия принялась торговать тем, что у неё есть, то есть лесом. Двадцатый век добавил к этому целлюлозно - бумажные и химические комбинаты, лес южной и центральной областей поредел более чем. Но в 60-е годы вспомнили о экологии и природном богатстве и теперь те кущи и чащи, что видны по обеим сторонам дороги, а это преимущественно то, что только и видишь, так вот все они имеют 50 - 70 лет от роду.
Но реки полны рыбы, озёра полны рыбаками, яхтами и всё той же рыбой, а в лесах бегают всякие зайцы и олени иногда забегая в города, заходя в кафе и магазины, а однажды в Хельсинки олень поднялся на лифте в офисный центр. Потом спустился. Был он от роду настоящим оленем с рогами и копытами, а не то, что вы могли подумать.
В пути
Проезжая по суомским, прекрасным, без преувеличения, дорогам вы можете наблюдать лес, лес, густой лес, лес на камнях, камни в лесу и иногда поля окаймлённые лесом.
Останавливаться можно на специальных стоянках, которые расположены естественно в лесу, оборудованы мусорными баками, туалетами, не всегда, и ягодниками - довольно часто. Ходить в лес собирать ягоды, грибы и шишки не только можно, но и необходимо. Ягоды после рекомендуется есть, ввиду их вкуса и чистоты, грибы выкинуть, ибо на месте в которое вы едите вы соберёте ещё, а вывозить их из Финляндии, даже в сушёном виде, нельзя по законам сурового российского военного времени.
Если вы видите лес огороженный забором вдоль дороги, то это не от вас, в частные и государственные леса входить и выходить можно всегда, это не вопрос доброй воли, а государственный закон строго соблюдающийся в Финляндии. Забор придуман для куниц и прочих зайцев, дабы не лезли глупые под колёса и не голосовали на остановках. Никто их всё равно подвозить не станет это запрещено.
Проезжая по стране из конца в конец городов вы, в основном не увидите, даже мелкие и малочисленные посёлки не будут тесниться у так сказать, федеральных трасс. Лишь иногда какой-нибудь посёлок выпрется из лесу так, что придётся проехать мимо, но случаи крайне редки. Так уж устроены финские дороги главных направлений, что через населённые пункты они не проходят, светофоров не имеют и пробок не создают, практически, никогда.
Для того, что бы заехать в город вы должны свернуть с трассы на съезд, покрутится по дугообразным разъездам миновать пару светофоров скинуть скорость до пятидесяти, в городах не бывает больше, бывает меньше, продеффелировать мимо пары лабазов и с удивлением узнать, что город закончился.
Если вам по какой либо необходимости не нужно именно в это место то на авось в финские города вы вряд ли попадёте. Так мы дважды пытались заехать туда проезжая мимо Куопио, довольно крупного промышленного и хозяйственного центра, по финским меркам, нам ни разу не удалось в него попасть. То есть где-то там, за лесом и поворотом оставались порт, и музей, и этажные спальные районы, но сделать нужный поворот так и не удалось. А в навигаторе маршрут не был задан ибо просто проездом.
На самом деле по финским дорогам можно ехать безо всякого навигатора, каждая из них имеет номер, дорожные знаки предельно информативны и все направления понятны. Правда написаны они по фински и шведски потому надо заранее выучить какой-то из этих языков или хотя бы записать буквенное обозначение того места куда вы стремитесь.
Финские дороги сделаны из очень хорошего полотна, давки и толкотни на них не бывает, потому ничто, кроме закона, не препятствует желанию разогнаться километров до стапятидесяти. Закон же уверят, что превышение скорости на три километра от разрешённой заканчивается штрафом. Штраф взимается в евро. Закон предписывает сознательному суомцу снять ваш болид на свой телефон и отправить фото в полицию.
Потому, что бы снять зуд в правой ноге надо остановиться на стоянке, в лесу, спуститься с насыпи нарвать земляники, потом зайти в лес набить полный рот и руки черникой, надышаться по-настоящему чистым воздухом, поверьте у нас такого не делают, нафотографироваться с ягодами и грибами, после чего не торопясь продолжить путь любуясь окружающим пейзажем.
Отдельно хочу предупредить аудиоманов: запасайтесь, финское радио не для музыки, там много радиостанций где без устали обсуждают прошлогодние цены на навоз и перспективы выйти замуж на День труда.
Дороги, часто, уже наших, но обгонять там по большому счёту некого, а учитывая разрешённую скорость, не за чем. Само движение в стране организовано так, что из одного место в другое можно попасть двумя - тремя различными маршрутами почти не отличающимися по времени движения. От того всегда имеет смысл узнать заранее, что находится по пути, так можно заехать в зоопарк, или осмотреть старые укрепления, какую - нибудь кирху или просто полюбоваться закатом над озером Калавеси.
Посетить крупные торговые центры можно тоже не заезжая в города, именно так эти центры и расположены - вдоль дорог. Закупиться свежей местной клубникой, в любое время года, или таким же местным горохом. И то и другое в Финляндии продают с лотков и практически повсюду. Страна является основным поставщиком клубники в мире. Клубники(!), дорогие, а совсем не нефти. Клубника, черника пенька и мёд делает страну богатой. Какая странная экономика.
Лосось, между прочим, Суоми больше не выращивает. Производства лосося были нужны для поставок в Россию, а финнам хватает и норвежского, финны едят селёдку. Ряпушку и сига. Но про рыбу надо писать отдельно, а лучше даже снимать кино, так что пока воздержусь.
Полотно
Вдоль финских дорог установлены термометры, на которых кроме температуры воздуха показана температура дороги, самого полотна. Возможно это нужно знать: насколько нагреются шины вашего автомобиля, если придётся тормозить. А делать это необходимо, скоростная трасса "Скандинавия", где можно мчать со скоростью сто тридцать петляет так, словно стремиться тебя запутать, петли сопровождаются спусками, подъёмами туннелями и мостами. Видимо гранит не очень охотно уступает дорогам и это всегда компромисс между камнем и асфальтом. А порою под дорожным мостом находится поле, поле цветущее густо сиреневым или сияющее салатной зеленью, конечно по такому нельзя ехать.
Ремонтом финских дорог люди не занимаются. Прежде всего это делает техника, а управляется она загадочным внеземным разумом. Ибо какому земному человеку придёт в голову, что прежде, чем ремонтировать шоссе рядом надо проложить другое. В Суоми именно так.
Если ваш маршрут от границы больше трёхсот километров, то в какую бы сторону не ехать вы непременно наткнётесь на ремонт дороги, такова уж финская действительность. Ремонт не очень задержит вас в пути, но удивит премного.
Рядом с основной будет устроена параллельная объездная дорога, она чуть уже и скорость на ней 50-60, но никаких заторов и пробок. Временная дорога будет сделана качественнее любой основной дороги в России, а если требуется отремонтировать мост, то рядом построят другой.
Мост параллельный основному выстроен лишь за тем, что основной нуждается в ремонте. В это совершенно не возможно поверить. Особенно вспоминая, что мост требующий ремонта у нас просто закрывают на три года с объездом по другому мосту в соседней области. А по прошествии трёх лет отремонтированный мост ни чем не отличается от себя же до всяких ремонтов.
Интересно, если финны решат провести косметический ремонт своей страны в целом, они построят неподалёку вторую такую же? А что они будут делать с новой, когда приведут в порядок старую, неужели разберут.
Огромная машина снимает с грузовика глыбы гранита, ломает и утрамбовывает их, потом пространства между глыбами засыпаются щебнем, потом сверху кладут небольшие гранитные камушки и снова щебень, затем песок и уже после асфальт в три - пять слоёв. Именно так выглядит строительство финской дороги с нуля. И всю эту конструкцию, нацеленную на века они ещё и ремонтируют.
А под улицами кладут на песок утеплитель и трубы с горячей водой. Никакого льда на плитке, никаких дворников с ломами и реагентами, ни долбить, ни грести нечего. Это очень жестокая технология равнодушная к жизни простого узбека, лишающая его такой замечательной работы дворника.
Но дворники в Финляндии всё таки есть, и кажется всё те же узбеки и таджики. Они носят бачки с мусором, нанизывают на палки с длинной иглой окурки и прочие приметы цивилизации, моют специальным раствором стены домов и красят декоративные оградки. В общем есть в этом что-то общечеловеческое, но снег не скребут даже на не подогреваемых тротуарах. Они посыпают всё вокруг гранитной крошкой и спокойно идут спать. Теперь им лишь осталось весной смести гранит с тротуаров.
Транспорт
Дорог в Финляндии великое множество, и неутомимые финны колесят по ним дни и ночи напролёт. Стандартная жизнь среднего финна проходит в небольшом городке, или жилом массиве, где есть парк, кирха и пара магазинов, там есть небольшое кафе и возможно даже магазин поделок местных умельцев. Но, даже если это Хельсинки или Тампере всё равно вам нужно ехать в магазин за продуктами, а особенно если к ним нужна бутылочка водки, ехать если вдруг нужна одежда, подобные магазины чаще за городом, а уж лодки, автомобили, катера, диваны и книжные шкафы продают так далеко от места проживания, что даже общественный транспорт не всегда сможет помочь вам достичь этих мест.
Автомобилей в Финляндии чуть больше чем людей, всего на каких-то полмильёна. Правда и возраст этих автомобилей весьма солиден, по таким дорогам, при отсутствии пробок и строгом контроле за скоростью машину довольно трудно сломать.
Часто наблюдая финских фермеров в их естественной среде обитания можно было заметить два - три автомобиля у одного и того же фермера, всё это дополнялось двумя - тремя, а то и больше моторными лодками, несколькими тракторами и хитроумными механизмами то ли для вязания снопов то ли для обмолота зяби.
"Зажрались" - так и хочется сказать по поводу увиденного, хочется но не можется. Ибо фермер один или с работниками целый день трудится в поле, коровнике или теплице и когда бы ты его не застал он выходит из хозпостроек отряхивая землю и разгибая спину.
Однажды фермер похвастался, что у него имеется драккар. Он повёл куда-та в глубины леса, лес правда располагался на берегу реки, но в Финляндии в любой точке недалеко до реки или озера. Эта река впадала в море, так, что наличие драккара было отчасти оправдано, хоть и трудно было себе представить его хозяина грабящим шведское побережье. Пройдя мимо различной сельхоз-техники таинственного назначения, один из механизмов, казалось, служит для выкапывания медвежьих берлог, другой для обдирки молодых лип, мы вышли к крепкому бревенчатому сараю. Сарай был огромен и надёжен, как паровозное депо. Когда ворота раскрылись внутри обнаружился корабль, борта светились медово-золотым лаком, такелаж был изящен, а бушприт суров. Хозяин объяснил, что корабль настоящий, принадлежавший кому то из его предков, реставрированный и готовый к плаванью. Спустить к реке его можно по брёвнам, он собирался принять участие в праздничной регате, да что-то всё некогда. А продавать жалко.
Гордый красавец, потомственный викинг, стоял спрятанный от глаз посреди леса в любую минуту готовый спрыгнуть со стапелей и полететь на всех парусах в закат. Более красивого транспорта я в Финляндии не видел.
Город
Имея ввиду финские города лучше всего говорить о столице, есть конечно не менее значимые, но будь то Миккели, Нурмес или Оулу они всё же больше напоминают разросшиеся посёлки. Хельсинки при этом самый, что ни на есть, крупный европейский город.
Ездить на автомобиле в Хельсинки не опасно, есть три шоссе, эдаких полу-кольца, со скоростью 100 и удобными съездами в разные районы города, в городе же скорость не превышает пятидесяти, а часто ограничена сорока километрами. Бесплатных стоянок в Хельсинки нет. Привет тебе Москва. И речь идёт не только о центре, но о всём городе в целом и даже парковках возле магазинов и торговых центров, в остальных городах такие парковки, всё-таки бесплатны. Правда к жилью, которое вы будете снимать, будь то квартира, гостиница или коттедж, а в Столице есть и коттеджи и даже коттеджи в лесу, на берегу залива и в то же время в пяти минутах ходьбы от станции метро, так, вот парковки к жилью прилагаются, но иногда за них нужно доплатить.
Словом пользоваться автомобилем в Хельсинки совсем не так просто, как кажется. Парковки бывают трёх зон, а соответственно трёх цен, но на знаке цена не указана, есть лишь римская цифра. Под стеклом вашего авто должны лежать часы, которые тоже сначала надо купить в киоске, на часах должно быть выставлено время вашего приезда, но парковочных автоматов рядом может и не быть. От того велик соблазн уехать просто так. Однажды это сошло нам с рук, но никто ведь точно не знает проехал ли рядом паркомат который видит и слышит всё и выписывает штраф неумолимо и неизбежно.
Проскочить на машине нужный вам поворот не страшно, тут города ничем не отличаются от остальной страны, всегда есть возможность съехать в другом месте, заехать с другой стороны или развернуться обратно, но до следующего съезда или разворота может быть от трёх до пяти километров, а это уже что-то.
Но самое большое впечатление на нашу не отравленную европейским воздухом психику произвела парковка в торговом центре района Эспо. Парковка имела, кажется три, а может четыре подземных уровня и штук девять надземных. Машины двигались по ней в одну сторону по спирали, виток за витком в цилиндре непонятной конфигурации среди кирпичных и бетонных стен лишённых окон и каких либо иных съездов. Мы задержались в магазине до закрытия, а закрываются в Финляндии даже очень большие магазины рано, то есть максимум в 23, ибо, как ни странно продавец там тоже человек, и имеет право не только работать, но и полноценно отдыхать. И вот припозднившись ехали мы по пустой парковке, практически без попутчиков и считали этажи под Танец с саблями Хачатуряна, цифры мелькали, или точнее росли 1...2..6...9...12, после двенадцати они стали уменьшаться, градус идиотизма нарастал, дойдя до -3, цифры снова поползли вверх, а заветный выезд был всё так же недоступен. Лёгкая паника сменилась приступом тяжёлого, нездорового веселья. Не помню на каком витке выход из лабиринта открылся нам, как банальная истина вдруг и там, где его не ждали. Открылся и привел нас к факту, что на парковке мы провели лишний час и должны ещё доплатить. Со вздохом облегчения, смутно осознавая собственное слабоумие мы были отпущены духом башни на свободу. Если судьба вновь сведёт с этой парковкой повторное путешествие будет весёлой забавой, но вот первое оставило тяжкий след в душе. И тем не менее транспортная логистика в городе очень удобна, надо лишь иметь европейские мозги.
Город.2
Передвигаться по Хельсинки можно на ногах, автобусах, трамваях и паромах. Есть ещё метро, две ветки, станции под землёй и на, турникеты, барьеры и шлагбаумы отсутствуют, как класс. Зато присутствуют лифты. Лифтом можно спуститься к любой станции с коляской, тележкой, чемоданом и сервировочным столиком. Если подобное придёт кому-то в голову. Под землёй можно поесть, сходить в туалет и просто поспать на скамейке. Если же речь идёт о центре города, то тогда под землёй можно пересесть на междугородний автобус и вполне городской трамвай, посетить супермаркеты и торговые центры, подняться в офисное здание, гостиницу и ресторан не выходя на улицу, словом можно жить не подвергаясь воздействию солнечных лучей. Прекрасное место для вампиров.
Отсутствие турникетов, (всё же мы приличные люди и нам доверяют), компенсируют суровые лица контролёров. Контролёры в чёрной форме, высокие и атлетически сложенные вошли в вагон метро, как неумолимая судьба и критически оглядев нас с ног до головы пошли дальше. Просто отправились по вагону не проверив никаких билетов и предположение о том, что они решили с нами не связываться тут будет совершенно не уместным. Вот так просто, на глаз определили наличие билета и пошли по своим контролёрским делам.
Однажды на станции центрального вокзала, под землёй, мы попали в настоящую облаву, около тридцати контролёров разного пола стояли плотной стеной и категорически не пускали без билета, отвратительная, бесчеловечная жестокость. Проезд в транспорте по Хельсинки довольно дорог, дневной билет стоит восемь евро, но помня о том, что штраф это уже стопятьдесят..., в общем выбираешь меньшее из двух зол.
Хельсинкский трамвай очарователен, в нём полно мест для сидения простых и полуторных, откидных и велосипедных, в него можно заехать на коляске и подключившись в интернету мотаться по кольцевому маршруту пока не надоест. Интернет, к сожалению, работает не во всех трамваях. Тихие, относительно шумных наших, быстроходные, уютные и симпатичные вагоны развозят людей почти по всему городу, хельсинкский трамвай замечательная штука, движущаяся по расписанию, которое есть на каждой остановке. Табло отражает время до прихода следующего трамвая, я люблю их больше, чем метро и контролёров в них никогда не видел.
Ещё одно транспортное средство это паром. Паром соединяет центр города с островом Савонлинна на котором находится крепость Свеаборг, Савонлинна это просто один из районов города. И для проезда на пароме нужен самый обычный городской билет. Паром снабжён туалетом и площадкой для перевозки авто, однако поднявшись на верхнюю, открытую палубу ты уже не перемещаешься по городу, а путешествуешь по морю. По волнам финского залива, среди мелких островов и рядом с мелкими и крупными судами, всего пятнадцать минут, но они того стоят. Пятнадцать минут на открытой всем ветрам палубе среди морских просторов. даже мелкий дождик совершенно не портит настроения. А впереди ждёт Свеаборг русско-шведская крепость, она реставрирована и находится в прекрасном состоянии, но об этом надо рассказывать совершенно отдельно.
Что же касается автобусов, то автобусы в Хельсинки есть. Что тут ещё о них скажешь - автобус он и есть автобус.
Итого
А для чего вообще ехать в Финляндию.
Конечно есть прекрасные дороги, но и у нас можно таких поискать. Пейзажи тоже прекрасны - но всё-таки не уникальны.
Чистые леса в которых легко дышится, мхи и лишайники унчтоженные в России, как класс, почти уничтоженные. Лесные ягоды и грибы, чистые озёра и реки полные рыбой и всё теми же очаравательными пейзажами. Зайцы, белки и прочие лоси скачущие не только в пригороде, но даже и в городах. Уютные, удобные дома снабженные благами цивилизации даже в заполярной тайге, спокойные, немногословные, приветливые люди.
Можно обойтись без всего этого, вполне можно.
Ехать же в Суоми стоит ради тишины.
Современный городской житель вокруг которого всё время, что-то гудит, тарахтит, кричит и щёлкает считает тишиной то состояние, когда общий гул распадается на отдельные звуки. Когда человек в состоянии определить где именно грохочет и что конкретно щёлкает это уже городская тишина.
Нет, господа хорошие.
Тишина это когда ты слишишь, как поскипывает дерево на ветру, а до дерева не менее пятисот метров.
Тишина это щука, что плещется в камышах.
Это когда шшшыррр оказывется зайцем, что чешет мимо тебя по своим заячьим делам.
Тишина, когда шлёп, шлёп под твоеим окном оказывается пасущейся косулей и ты тихонько крадёшься к двери и выглядывая оказываешься с ней нос к носу. И вы стоите обы с округлившимися глазами ожидая кто первый моргнёт.
Слышать, как моргает косуля вот что такое тишина.
Разумеется есть люди, для которых отсутствие орущего динамика в пределах досягаемости является страшным бедствием, а тишина в ушах не благо, а наказание. Таким несомненно нечего делать в Финляндии, именно для них существует Турция.
О Турции я тоже, как-нибудь расскажу.