Найти тему
26,9K подписчиков

Обелиск 1926 года Европа-Азия у Первоуральска

268 прочитали

Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!
А.Блок

В Первоуральске аж три обелиска Европа-Азия и все три нам удалось осмотреть во время уральской кругосветки. Чтобы не запутаться, посвящу каждому памятнику отдельный репортаж. Начнем с самого старого обелиска. Его последняя версия относится к 1926 году. Но сначала немного о том, как начался тот день.

А.Блок  В Первоуральске аж три обелиска Европа-Азия и все три нам удалось осмотреть во время уральской кругосветки. Чтобы не запутаться, посвящу каждому памятнику отдельный репортаж.

Утро мы встретили под Ревдой в загородном клубе "У Горы Волчиха" куда нас занесла нелегкая вечером предыдущего дня. Репортаж по этому средству размещения был отдельно и в него вошли кадры утренней прогулки по территории клуба.

Наскоро позавтракав и упаковав вещи и снаряжение в машину мы отправились пешком в лес - осматривать гнездовья местных птеродактилей

 С цаплями нам не очень повезло, снимать сквозь деревья было практически невозможно, сидящих в гнездах цапель не видно, а большинство пернатых, несмотря на раннее утро, уже улетели на обед
С цаплями нам не очень повезло, снимать сквозь деревья было практически невозможно, сидящих в гнездах цапель не видно, а большинство пернатых, несмотря на раннее утро, уже улетели на обед

Этой уникальной колонии серых цапель у меня так же был посвящен отдельный репортаж.

Вернувшись к машине мы отправляемся немного назад в сторону Екатеринбурга к Первоуральску.
Еще до выезда на трассу по разбитому асфальту ныряем под старый железнодорожный мост недалеко от Ревды
Вернувшись к машине мы отправляемся немного назад в сторону Екатеринбурга к Первоуральску. Еще до выезда на трассу по разбитому асфальту ныряем под старый железнодорожный мост недалеко от Ревды
На трассе останавливаемся у какого-то придорожного кафе выпить кофе, клонит в сон. Друзья, засняли в туалете очередное любопытное объявление.
На трассе останавливаемся у какого-то придорожного кафе выпить кофе, клонит в сон. Друзья, засняли в туалете очередное любопытное объявление.
В Первоуральске настоящий культ различных памятных знаков на границе между Европой и Азией. Почему так получилось, трудно сказать, наверное в каждый исторический период какой-либо местный начальник хотел увековечить себя таким образом. Причем у последнего это получилось с таким размахом, что складывается ощущение, что он построил если не колонну Траяна, то как минимум свой надгробный памятник и застолбил в его округе место для свои многочисленных соратников. Вся эстетика монумента целиком кладбищеско-помпезная. Но к этому произведению монументализма путинской эпохи мы еще вернемся, а пока осмотрим классический монумент. возведенный еще до революции на старом тракте.
В Первоуральске настоящий культ различных памятных знаков на границе между Европой и Азией. Почему так получилось, трудно сказать, наверное в каждый исторический период какой-либо местный начальник хотел увековечить себя таким образом. Причем у последнего это получилось с таким размахом, что складывается ощущение, что он построил если не колонну Траяна, то как минимум свой надгробный памятник и застолбил в его округе место для свои многочисленных соратников. Вся эстетика монумента целиком кладбищеско-помпезная. Но к этому произведению монументализма путинской эпохи мы еще вернемся, а пока осмотрим классический монумент. возведенный еще до революции на старом тракте.
Первый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили горные власти после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. В первой половине ХVIII в. Василий Никитич Татищев – руководитель казенной горнозаводской промышленности Урала – провел границу двух частей света Европы и Азии по Уральским горам, ввел в науку понятие «Уральские горы». В 1829 г. немецкие ученые А. Гумбольдт и Г. Розе установили, что гора Березовая «есть высший пункт Сибирского тракта на всем протяжении его от Перми до Екатеринбурга». Гору Березовую стали считать границей между Европой и Азией. После причисления г. Березовой к единой уральской водораздельной линии в 1837 г., на восьмой версте от Васильевско-Шайтанского завода, на южном склоне г. Березовой горные власти Екатеринбурга установили знак раздела частей света.
Он представлял собой острую четырёхгранную деревянную пирамиду с надписями: Европа и Азия. Неспроста старались чиновники горного ведомства: в тот год ожидали проезда наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал в сопровождении поэта В.А.Жуковского по России, Уралу и Сибири.
В 1873 году деревянный столб заменили на обелиск из мрамора, установленный на каменный постамент. На вершине пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел.
Реконструкцию обелиска приурочили к проезду через перевал представителя императорской фамилии, возвращавшегося из кругосветного путешествия Великого Князя Алексея Александровича. После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. В 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом. Географическая граница Европа – Азия с полосой примыкающих лесов – памятник природы федерального значения. Источник
 Сейчас в окрестностях самого первого обелиска стоит целых два. Тот, что мы сейчас осматриваем 1926 года года постройки и расположенный чуть в отдалении монументальный комплекс 2008 года.
Сейчас в окрестностях самого первого обелиска стоит целых два. Тот, что мы сейчас осматриваем 1926 года года постройки и расположенный чуть в отдалении монументальный комплекс 2008 года.
За монумент в лес уходит тропа к роднику, а если пройти по ней дальше, то можно будет выйти у новому знаку на новой дороге в Первоуральск.
За монумент в лес уходит тропа к роднику, а если пройти по ней дальше, то можно будет выйти у новому знаку на новой дороге в Первоуральск.
Осматриваем монумент
Осматриваем монумент
И вдоволь фотографируемся с различными указателями
И вдоволь фотографируемся с различными указателями
Садимся в машину и движемся в сторону Первоуральска к следующему обелиску
Садимся в машину и движемся в сторону Первоуральска к следующему обелиску

Фотографии мои, Снежаны Карпович и Дмитрия Шелехова

Оригинал поста для обсуждения в моем блоге starcom68

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен

#Урал #Первоуральск