В Гонконге мало стартапов, которые работают на мировой рынок. Один из самых известных это 9GAG - популярный сайт с мемами, котиками и смешными гифками. Недавно получилось встретиться с основателями и узнать больше о проекте. Компания была основана 4 друзьями. CEO компании Рей Чан, учился на юриста в Гонконгском Университете. При этом, интереса к учебе и будущей карьере не проявлял. Его брат, второй со-основатель, Крис Чан, учился в этом же университете на архитектора. Третий, Брайан Ю, не смог сразу после школы поступить в престижный университет и работал UX дизайнером. Спустя год, он прошел отбор в Chinese University Of Hong Kong, но не смог продержаться там больше года. Как написано у него в линкедине в разделе образование: «Got kicked out of school and became a total disgrace to my family». Только, 4-ый основатель, Дерек Чан, имел опыт работы в ит-компаниях на момент созданиях сервиса. После окончания того же Гонконгского Университета, работал программистом в Goldman Sachs. Впоследствии, к ним присоединился Марко Фунг, который нигде не работал, но учился на программиста и что-то умел в JavaScript.
Основатели хотели создать ресурс, где могли бы храниться мемы, которые они встречали на фейсбуке. В 2008 социальная сеть еще не была популярна в Гонконге, и не было того обилия групп. Никаких целей по развитию они не преследовали, и первое время даже не ставили на сайт рекламу. Только, когда личных средств работающих основателей не стало хватать на оплату сервера, они решили поставить AdSence. Сайт рос, и через три месяца, основатели стали получать доход.
В 2012 году, со второй попытки проект прошел отбор на акселерационную программу в 500 startups. Правда все время они потратили на работу над другими продуктами: приложение для любителей караоке и конструктором резюме. В один момент, они поняли, что их золотая жила лежит перед ногами, и сфокусировались на главном продукте - сайте.
После 500, ребята решили не покидать Долину надолго и пошли в YC. После акселерации, они достигли MAU в 70M, подняли раунд на 2.8M $. Средства в компанию вложили стартап-акселератор Y Combinator, фонды FreeStyle Capital и BoxGroup, а также несколько частных инвесторов.
Компания растет и обходится без дополнительный раундов. Прибыль, полученную с рекламы реинвестируют в эксперименты. В 2014 году, совместно с индонезийской мобильной студией TouchTen сделали ремейк игры Cute Kill под названием Redhead Redemption. Сейчас игра уже недоступна, но за первые четыре недели после запуска было более миллиона установок. Для продвижения совсем не использовались ресурсы сайта. Также совместно с этой же студией 9GAG выпустил игру Ramen Celebreties, которая тоже за первое время набрала около двух миллионов скачиваний, но потом ушла в небытие. Доходы от мобильных игр компании делили поровну, но как именно, не разглашается.
Стоит отметить, что команда у 9GAG очень молодая, никто из основателей ранее не работал в ит-компаниях, и по большей части на каждом эксперименте команда учится. Об этом говорит и сам Рей Чан - «Большинство того, что мы делаем сегодня не будет существовать через год-два, поэтому я не могу сказать, что будет с компанией через 5 лет. Не знаю, хорошо или это плохо, но по-другому у нас не получается»
Среди других приложений - 9Chats. У проектов с развлекательным контентом комментарии б бывают интересней самого поста. В приложении есть два главных экрана - Home и Explore. Home - похож на какой-нибудь развлекательный сабред, вроде r/fun. Раздел Explore куда больше похож на оригинальный Reddit, и представляет собой форум про житейские вопросы.
Противостояние Reddit и 9GAG заслуживает отдельного поста. 9GAG часто упрекают в воровстве контента с некоторых популярных сабреддов. Противостояние было очень острым лет 5 назад. Сейчас, пересечение аудиторий 9гэга и реддита уменьшилось. Многие отмечают, что гонконгский сайт нужен для тех, кто еще не готов терпеть «жесткость» достойных мемных сайтов, таких как Reddit или 4chan. В свое время 9GAG полностью избавился от NSFW секций, закрыл популярные порно-аккаунты и потерял многих адептов, которые сказали, что сайт «скатился».
Проблема контента так и осталось острой для проекта. Аудитория сайта вырастала, и уходила на более интеллектуальные Quora или Reddit. 9GAG предлагал единый формат развлечения, который не всех устраивал.
Поэтому создан 9GAG.tv — рекомендательное видеоприложение, которое отбирает для пользователя ролики в сети, которые могли бы понравиться. Содержание курируется командой проекта и алгоритмами — но по словам Чена, пока что полностью отказаться от ручной модерации не получается. Большинство видео - эмбеды Youtube. На коротких вайноподобных видео рекламу не поставить, поэтому можно предположить, что доход с рекламы мал. Этот продукт создан для удержания пользователей, и расширения сетки контента.
Согласно статистике SimilarWeb большинство трафика идет из США, Германии и Франции. Главная проблема для роста - в "локальности" мемов. Шутки из популярного паблика в вк навряд ли будут понятны иностранцу. Однако, всегда есть общие темы, которые понятны как бразильцу, так и японцу - скажем, поиск работы после вуза, отношения, и марвел - за счет этого получился глобальный продукт.
Территориальная близость команды к Китаю, должна помочь команде выйти на лакомый рынок, но это не так. Как говорит Рей Чан, они понимают китайский рынок, но зайти для них пока сложно. После YC основатели решили не оставаться в США, а вернуться в Гонконг. Рей Чан объяснил это тем, что хоть Гонконг на тот момент слабо развит в ит, но близость к Китаю решала вопрос с кадрами. Сейчас в компании работают 42 человека.
Лучше всего на сайт и в приложение конвертируются пользователи из социальных сетей. На сегодня - 9GAG 6 в мире по популярности аккаунт в инстаграмме. Впреди его только National Geographic, Nike, Victoria Secrets, Реал Мадрид и Барселона.
История с названием тоже довольно интересная. Кто-то считает, что название происходит от кантонского звучания 爛gag. Что означает, «дерьмовая шутка». Другая теория, более реальная - в 2008 году еще не было бесконечной скролла, и на странице располагалось только 9 шуток.