В 2014 году скептики не верили, что в ближайшие 15 лет с рынка труда исчезнут бухгалтеры, турагенты и кредитные менеджеры, а работа найдётся для виртуальных адвокатов, сетевых врачей, сити-фермеров и разработчиков дирижаблей. Эксперты Школы интернет-маркетинга ProEnter спустя четыре года после выхода Атласа профессий заявляют: будущее уже наступило. В конце 2017 года 15 новосибирских компаний за три часа одновременно запустили чат-боты, заменяющие работу операторов колл-центра. Какие профессии исчезают, какие компетенции понадобятся в новом году, читайте в прогнозе RABOTA.RU и ProEnter.
Почему исчезают профессии
К 2020 году 57 популярных профессий исчезнут и 156 новых появятся
Школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив назвали 57 профессий-пенсионеров и 186 новых профессий 2020 года. Их появление связано с процессами, которые происходят в мире — глобализация, развитие ИТ-технологий и автоматизация. Создатели Атласа предположили, что часть рабочих и интеллектуальных специальностей заменит автоматизированный труд, а часть перейдёт в универсальные компетенции. Например, путешественники предпочтут туристическим агентам интернет-агрегаторы по бронированию билетов и гостиниц. Первичный бухгалтерский учёт и юридическое сопровождение заменят программы.
В 2017 году крупные компании уже запустили ИТ-сервисы, которые конкурируют с традиционными сферами. Например, Сбербанк предложил предпринимателям первичную бухгалтерию и юридическое обслуживание как дополнительную услугу. Популярными становятся интернет-сервисы аусорсинга, в которых онлайн-консультанты заменяют компаниям не только бухгалтера, но и финансового директора.
Профессии будущего в настоящем
В 2018 году работу найдут wellness-консультанты, интернет-врачи и интернет-маркетологи.
Атлас предрекал исчезновение банковского операциониста, почтальона, оператора call-центра, охранника, журналиста, библиотекаря, риелтора, но предсказал появление проектировщиков 3D печати, тренеров творческих состояний, дизайнеров дополненной реальности и эмоций, генетических консультантов, персональных специалистов в сфере финансов, тайм-менеджмента, брендинга.
Новые профессии уже занимают кадровые ниши. Развитие ИТ-продуктов ускоряет обновление компетенций специалистов и пользователей услуг. Например, мобильные wellness-приложения не только следят за качеством сна и физической нагрузкой, но и при необходимости соединяют с удалёнными специалистами. Пользователи интернета заказывают генетические тесты на популярных сайтах. «Яндекс» открывает сервис моментальных интернет-консультаций с врачом. Развитие этих сфер популяризует деятельность сетевых врачей, wellness-консультантов, геронтологов.
Народной в списке новых профессий можно назвать работу интернет-маркетолога.
Интернет-маркетологи в новой реальности
В 2017 году компании искали специалистов по SMM чаще, чем традиционных маркетологов
Распространение ИТ-технологий во всех сферах бизнеса вызвало потребность управлять маркетингом онлайн-среды. В декабре 2017 года в Новосибирске открыто 300 вакансий для людей, имеющих компетенции в интернет-продвижении.
Популярные позиции:
– SEO-специалист,
– SMM-специалист,
– Веб-дизайнер,
– Специалист по контекстной рекламе,
– Account Director,
– Account Manager,
– Интернет-маркетолог,
– Руководитель отдела маркетинга,
– SMM-менеджер,
– Руководитель отдела SMM.
Четыре года назад модераторы интернет-сообществ, контент-менеджеры, специалисты по управлению онлайн-продажами относились к профессиям будущего.
По данным коммуникационной группы iMARS, спрос на digital-специалистов в 2017 году обгоняет рост спроса на маркетологов общего профиля, который в декабре составил 50% по отношению к началу года. Спрос на специалистов по SMM к концу года вырос на 74%, по контекстной рекламе на 60%, на специалистов по SEO на 58%.
Образование для Профессий будущего
Несмотря на спрос и признание, которое получили digital-профессии, немногие специалисты имеют системное образование. Даже опытные интернет-маркетологи — чаще самоучки, получившие знания у продвинутых западных коллег на вебинарах и курсах. Интернет-маркетингу не учат в вузах. Этот факт делает сферу фанатским сектором — привлекает в отрасль увлечённых людей. Из минусов — поле для дилетантства. Эксперименты, при растущей стоимости лидов, могут дорого обойтись компании во время запуска рекламы в интернете.
Как интернет-маркетологи меняют традиционный бизнес
Предприниматели запускают чат-ботов, чтобы заменить работу колл-центра
60 % студентов Школы интернет-маркетинга Proenter — руководители и предприниматели. Топов привлекает желание разобраться в трендах, выстроить онлайн-продвижение и найти общий язык с молодыми сотрудниками. Образование длится 4 месяца. Весной 2018 года около 100 человек в Новосибирске станут интернет-маркетологами с системным подходом. Они научатся общаться с аудиторией через соцсети и видеохостинги, запускать рекламные кампании и продажи в интернете, автоматизировать сбор контактов и обслуживать клиентов с помощью мессенджеров и роботов.
В декабре на ворк-шопе 15 предпринимателей настроили и запустили чат-боты для бизнеса. Боты принимают заявки клиентов, передают их в отдел продаж, отвечают на дополнительные вопросы и напоминают людям о запланированных визитах к специалистам.
Студенты Proenter отмечают, что рассматривают чат-боты как альтернативу колл-центру и менеджерам продаж на входящем трафике.
Интернет-навыки расширяют границы, помогают ускориться, стать ближе к клиентам, которые с помощью таких компаний как Google, Apple, Uber, Aviasales и Ozon привыкают пользоваться технологиями и ожидают от любых услуг привычного уровня комфорта.
Автор: Ирина Кичкайло
Преподаватель школы интернет-маркетинга ProEnter