Найти тему

Перестройка. Наука выживания. Записки свидетеля и соучастника.



В конце 80-х годов страна стремительно катилась к своему развалу, хотя мы , народ, об этом не знали. Было ощущение ухудшения жизненного уровня, но такое в нашей истории уже бывало. Распределение товаров? Было!, Пустые полки в магазинах? Было! В Москве происходили какие-то события, но это было далеко и не очень понятно для основного населения страны. Мои родственники, всю жизнь проработавшие в сельском хозяйстве, не могли понять, как перестройка и самороспуск колхозов поможет им выжить в новых условиях. Работяги тоже не понимали, как это продукция его краснознаменного предприятия вдруг стала никому не нужна и ему предлагается переквалифицироваться в..., да ничего не предлагается, просто завод закрылся и всё. Об этом времени много написано, снято фильмов. До сих пор продолжают искать виновных в крахе социалистической страны. Я позволю себе высказать свою точку зрения, несколько отличающуюся от других, хотя, возможно, кто-то со мной согласится. Считаю, что прямой вины тогдашнего руководства нет. Произошло стечение нескольких факторов, некоторые накапливались годами, другие возникли внезапно. Страна наша тогда, как и сейчас, зависела от экспорта нефти и других ресурсов. Достаточно вспомнить, что мы покупали каждый год до 20 миллионов тонн зерна, а так же другое продовольствие, современные машины и оборудование. Поддержка "дружественных стран Азии, Африки и Латинской Америки", а также разорительная война в Афганистане - на всё это нужны были огромные средства, которые образовывались от продажи ресурсов. А в это время, как и сейчас, упали цены на нефть, причём не до 40-50 долларов, как в 2014-м году, а до 15-20 за бочку.

Конечно, этого не могла выдержать ни одна экономика, и она рухнула. И хотя для сокращения расходов начали принимать срочные шаги, такие как сокращение армии, отказ от помощи многочисленным "друзьям", прекращение афганский войны, но было поздно. Тогда, как и сейчас, говорилось о перестройке народного хозяйства на инновации, отказ от сырьевой экономики и т.д. Но для этого нужно было время и деньги, а не было ни того ни другого. Поэтому слово "перестройка" приобрело несколько другой смысл. Решили спасаться рынком. Да, очевидно, другого выхода и не было. Хоть сейчас многие и осуждают действия тогдашних начальников, но к сожалению от них мало что зависело. "Отпустили" цены, отменили план, сократили дотации. Вообщем, выживай как хочешь. И в это время произошло то, чего в истории нашей страны не было никогда. Оттепель какая-никакая бывала, цены росли, а бывало и снижались, пустые прилавки были, распределение товаров было, а вот открытых границ не было никогда. Народ сначала отказывался в это верить, но потом возникли огромные очереди в ОВИРы, всем срочно понадобились загранпаспорта. "Народное радио" транслировало невообразимые вещи о небывалых возможностях заработков на разнице цен на предметы первой необходимости у нас и за границей. А так как "что не запрещено - то разрешено", и выживать как-то надо, то скупаем оставшиеся на прилавках сковородки, прищепки, инструменты, и везем все это, куда? В бывшие страны социалистического лагеря, которые чуть раньше перешли к рынку. И первая в этом ряду была, конечно, Польша. Они первыми поняли все "преимущества" рыночной экономики. А именно, взаимовыгодный товарообмен между гражданами наших и других стран. Государственная экономика у них развалилась также как и у нас, только раньше, чему поспособствовал небезызвестный Лех Валенса и его "солидарность", и потянулись паны в СССР за товаром. Пока неповоротливая государственная машина соображала, откуда взять деньги, если нечем торговать, граждане быстро сориентировались. Самый ходовой товар для поляков был золотой лом, производимый из обручальных колец, который дома превращался в звонкую валюту. Нам они везли ширпотреб, видеокассеты, косметику. Польша представляла собой огромный рынок, где можно было все купить и продать. Самый большой "базар" располагался на центральном стадионе в Варшаве. В других городах - поменьше, но так же на более или менее обустроенных площадках. Обстановка на "базарах" царила благожелательная, все понимали, зачем они здесь и какова цель этой торговли. Но также с улыбкой могли тебя и "кинуть". И вот первая поездка в Польшу. До Львова добраться было несложно, ведь была единая страна и транспорт работал пока, как часы. А дальше начался кошмар. Вокзал переполнен новоиспеченными "бизнесменами" с сумками, баулами и чемоданами с "товаром". Многие вообще впервые в жизни собрались за границу. Каким поездом ехать в Польшу, какие документы нужны - ничего этого добиться было невозможно. Для таких путешественников была открыта мостисткая таможня - одна на всю страну, поэтому и такое столпотворение. Обзаведясь "ваучером" и билетом у каких-то местных жучков, штурмом берем поезд. Едем стоя, тесно прижавшись друг к другу и к своим сумкам. Картина живо напомнила фильмы про гражданскую войну. И в таких условиях происходит пограничный и таможенный "контроль", причем с досмотром сумок. Это уже потом были построены таможенные пункты, где бравые законники "потрошили" нашего брата. А пока всё происходило непосредственно в поезде. Причём таможенники сами толком не знали, что можно и что нельзя провозить(ну кроме оружия и наркотиков, конечно). Ведь такое происходило впервые в истории, и грех этим было не воспользоваться для улучшения своего материального благосостояния. Но тем не менее во время первых поездок особых поборов не было. Это все пришло позже. Польские ребята все эти процедуры проводили формально, особо себя не утруждая, зная, что наши "проверяют" тщательно. И вот выгружаемся в первом польском городе - Пшемысле, узнаем где базар и располагаемся со своим товаром прямо на земле, подстелив газеты. "Опытные" торговцы уже знают, что здесь, у границы, цены на товар низкие и если хочешь заработать, то надо ехать дальше, в глубь страны. Но, претерпев великие мытарства от дороги, рады были побыстрее сбыть свой товар и возвращаться домой. Большинство из нас никогда в жизни торговлей не занимались, а кроме того, необходимо было ориентироваться в курсах валют, которые постоянно менялись, знать, какой товар везти в Союз, чтобы выгодно там продать, да много чего ещё. Тем не менее какую-то прибыль от поездки удалось получить. В основном этим бизнесом занимались украинцы, белорусы, прибалтика, ну и мы, из прилегающих регионов. Хотя иногда можно было на базаре встретить и сибиряков. Это потом для них открылись Китай и Корея, а пока была только Польша. Постепенно появились знакомые во Львове, в Киеве, у которых можно было остановиться в любое время дня и ночи, ведь из Польши обычно возвращались автобусом до Львова. Мой знакомый жил у автовокзала, и иногда мы с ним допоздна разговаривали "за жизнь". Несмотря на всю доброжелательность и гостеприимство, парень твёрдо стоял на том, что Украина должна отделиться и идти своим путём. В Киеве таких разговоров не было, во всяком случае я не слышал в своих кругах, да и вообще Киев воспринимался как большой, красивый русский город. Очень похож кстати на Ростов - также много зелени, каштаны, акации, река. Ростов конечно погрязнее, да и река пожиже, но ведь Киев - столица, да и вообще "мать городов русских". Со временем стали возникать сложности с транспортом, а после того, как Украина стала самостоятельной и возникла вторая граница, поездки потеряли всякий смысл, так как делиться с двумя группами блюстителей закона стало очень накладно. Однако за это время, с 88-го по 94-й годы, многие российские граждане, да и жители бывших союзных республик, благодаря челночному бизнесу смогли не только удержаться на поверхности рыночного водоворота, но и сумели заложить основы своего будущего. Кто-то открыл свои торговые точки, кто-то решил свой жилищный вопрос, некоторые просто пересели с жигулей на более современные машины, но в любом случае это был неоценимый опыт, в том числе и общения с жителями других стран. Ведь мы ездили не только в Польшу, которая стала за это время своей, но и в Болгарию, Венгрию, Югославию. Самая богатая страна из соцстран была конечно Югославия, где такси у вокзала в Белграде были только марки Мерседес, да и рыночные отношения там возникли гораздо раньше остальных. Тем обиднее было наблюдать всё нарастающие противоречия в этой цветущей стране, приведшие в конце концов к её развалу. Последний раз наш поезд отправлялся с Белградского вокзала под звуки танковой канонады, и было понятно, что это конец. Некоторое время ещё продолжились поездки в Польшу через пока ещё братскую Белоруссию, но постепенно, с выравниванием цен и насыщением рынка, и этот ручеек иссяк.