Спиритизм – это учение, по которому души умерших людей могут являться живым людям и беседовать с ними при помощи медиумов, применяющих различные приемы для общения с потусторонним миром.
Слово «спиритизм» произошло от латинского «спиритус», которое переводится как «дух» или «душа».
Истоки спиритизма
Истоки спиритизма лежат почти во всех религиях древности, где признается существование духов и возможность связи с ними в реальном мире.
Современная теория спиритизма появилась в XIX веке, когда люди массово стали увлекаться практикой вызова духов с помощью различных практик и обрядов, таких как столоверчение, автоматическое письмо и прочие. Предвестником спиритизма стала неожиданная вспышка полтергейста (от нем. poltern — «шуметь», «стучать» и Geist — «дух») в доме английского врача и священника Джона Пордейджа (1607-1681).
На волне интереса к взаимодействию с потусторонним миром появилось множество школ и направлений. Понятие «спиритизма» ввел Алан Кардек в XIX веке, разработав целую мистическо-философскую доктрину. Кардек понимал под «спиритизмом» практику вызывания духов и общения с ними.
Теория Кардека
Алан Кардек выпустил несколько книг, в которых он изложил основные положения своей теории. Первая книга под названием «Книга Духов» была написана в течение двух лет в ходе спиритических сеансов, на которых Кардек задавал вопросы об устройстве мира духам, а они отвечали ему с помощью хлопков или побуквенно.
В основе спиритизма, согласно доктрине Кардека, лежит идея человеческого развития посредством реинкарнаций (перевоплощений). Духи, приходя на землю, получая здесь материальное воплощение, могут совершенствоваться и очищаться. После смерти физического тела эти результаты работы Духа не исчезают и учитываются в следующих реинкарнациях, которые могут случиться не только на Земле, но и на других планетах Вселенной. Высшая цель Духа — достичь вечной жизни, через преодоление испытаний и очищение. После этого его реинкарнации прекратятся.
Кроме «Книги Духов», написанной в 1856 году, последовали «Книга медиумов» 1861 года, «Евангелие в трактовке духов» 1864 года и другие. Емкую характеристику содержания этих книг дала Энн Блэкуэлл, переводившая книги о Кардека с французского на английский язык:
«Книга Духов» доказывает существование и свойства Верховной Силы, а также природу отношений между этой Силой и Вселенной, наставляя нас на путь Божественного Провидения. «Книга медиумов» описывает разнообразные методы общения между нашим и загробным мирами, «Рай и ад» раскрывает суть Божественного правосудия, рассматривая дьявольскую природу зла, как результат невежества людей, показывая путь дальнейшего просвещения и очищения человека. «Евангелие в трактовке духов» представляет собой комментарии к основным заповедям Христа, сопровождаемые описанием основных событий жизни Христа и сравнением их с современными проявлениями силы духов. «Генезис» подчёркивает согласие философии Спиритизма с достижениями современной науки и связь этой философии с разрозненными летописями событий, как то объясняют духи.
Спиритический сеанс
Спиритические сеансы или столоверчения проводят, как правило, ночью в помещении, где нет икон. Благоприятное время проведение с полуночи до 4 утра, считается, что это время наибольшей активности духов
Спиритический сеанс обычно проводят несколько человек, один из которых является ведущим (обладающим медиумическими способностями). Взявшись за руки, люди образуют магический круг, концентрируя в нем энергию, необходимую для духа тонкого мира.
Атрибуты спиритического сеанса
Для общения с духами необходим круглый стол, спиритическая доска (доска Уиджа) и фарфоровое или фаянсовое блюдце без сколов и иных изъянов. Некоторые медиумы рекомендуют ставить на стол фото умершего человека, дух которого будет вызываться в ходе сеанса.
Далее собравшиеся призывают сущности тонкого мира, называя его имя, и произносят: «Дух, приди!». Блюдечко со стрелкой ездит и указывает на буквы, из которых слагается текст.