"Форма воды" – главный триумфатор церемонии вручения Оскара-2018 и самый сложный фильм, снятый Дель Торо. Картина, получившая две ключевые режиссерские награды (Лучший фильм и Лучший режиссер), две статуэтки за техническую сторону (Лучший саундтрек, Лучшая работа художника-постановщика) и в общей сложности 13 различных номинаций.
Стилистически эта своеобразная картина существенно отличается от того, что мексиканский специалист предложил, к примеру, в "Тихоокеанском рубеже", "Хэллбое" или во второй части "Блэйда". Все эти ленты были сняты в соответствии с потребностями среднестатистического зрителя, их целевая аудитория более масштабна. В свою очередь "Форма воды" – кино не для всех по ряду некоторых причин.
Сюжет разворачивается вокруг Элайзы (Салли Хокинс), немой девушки, работающей в клининг-отделе секретной научной лаборатории. Здесь проводятся эксперименты в целях изучения неизвестной науке формы жизни – так называемого человека-амфибии (Даг Джонс). Элайза питает жалость и чувство сострадания к существу в неволе и решает помочь ему, организовав побег. Мало-помалу девушка начинает понимать, что вопреки здравому смыслу влюбляется в существо, так не похожее на неё внешне, но очень близкое по душе.
По своему сюжету фильм достаточно прост, никаких сверхоригинальных идей авторы сценария не предлагают. Привнести некоторое отвращение в атмосферу картины – это да, это есть. Дель Торо немного перенасытил фильм не всегда уместной откровенностью, из-за чего неоправданно страдает возрастной ценз. Может быть обидно, от того, что ничего общего с искусством эти сцены не имеют. Эпизоды либо слишком пошлы, либо и вовсе омерзительны. В итоге, напрашивается вопрос: почему бы не придать романтической связи главных героев чисто духовный, платонической характер?
К тому же, при просмотре ощутимо напрашивается дополнительная линия, в которой бы раскрылась пусть небольшая, но все же предыстория существа, человека-амфибии. Это определенно скрасило бы повествование при немалом хронометраже в 2 часа экранного времени. Вместо этого Дель Торо уделил большее внимание как минимум трем персонажам, которые так и не раскрылись должным образом.
По картинке. Визуальная составляющая действительно впечатляет. Фильм снят и преподнесён красиво и эффектно. Сцены а-ля затопленные комнаты завораживают. Как утверждается, съемки длились всего 3 месяца, но в целом работа над картиной началась еще в 2011 году, когда режиссер на собственные средства прорабатывал технические нюансы проекта, прорисовав всецело образ лаборатории и, конечно же, самого монстра.
С положительной стороны выделяется также работа над бэкграундной музыкой. Её в фильме достаточно и, что не менее важно, она всегда уместна. Александр Деспла, восьмикратный номинант на Оскар, впервые с 2014 года («Отель “Гранд Будапешт”») забрал главную для себя награду, написав очень мелодичный, загадочный в своем звучании саундтрек.
Для амфибии был сделан весьма аутентично выглядящий костюм, над которым создатели работали около года. Но зато в условиях очень высоких требований, в том числе технических, работа над персонажем вышла успешной. А в контексте «Формы воды» этот аспект выглядит более чем архиважным.
К игре актеров у большей части аудитории вопросов возникнуть не должно. Пусть подбор главной героини по типажу мог быть более успешным, но упрекнутьв чем-то каст с точки зрения игры практически невозможно.
Сложно сказать наверняка, на что рассчитывал Дель Торо, выпуская в прокат ленту, но он должен быть доволен конечным результатом. Потому как при всем наборе качеств, "Форма воды" прыгнула выше головы в соотношении вклад/успешность . Сказать по правде, создателям несказанно повезло, что за отчетный период не вышло по-настоящему сильных картин-конкурентов, пусть были и достаточно неплохие работы. Скажем, она берет своей неординарностью, непохожестью на все остальные фильмы, что не способны предложить нестандартных взглядов и гибкости в воплощении идеи. Прибавить к этому фактору отличную "визуалку" и заветные для постановщика статуэтки – у Дель Торо. Что сказать, красиво снимать не запретишь.