Почини себя сам: что такое сервис самообслуживания

352 прочитали

 Несмотря на постепенное улучшение ситуации на отечественном авторынке, времена все еще не самые простые.

Несмотря на постепенное улучшение ситуации на отечественном авторынке, времена все еще не самые простые. Здравомыслящий автолюбитель по-прежнему старается сэкономить — если не на запчастях, то хотя бы на ремонте. Для таких людей и появилась новая услуга — сервис самообслуживания, где рукастый автовладелец с помощью собственных знаний и навыков может самостоятельно провести ремонт машины. Насколько востребованным он оказался и как устроен, журналу «Движок» рассказал совладелец сети «Сам-Автомастер» в Санкт-Петербурге Юрий Заерко.

 Несмотря на постепенное улучшение ситуации на отечественном авторынке, времена все еще не самые простые.-2

Как вам пришла идея создать подобный сервис?

— До этого я более пяти лет работал в обычном легковом сервисе, а потом еще пять лет трудился на грузовой станции. То есть опыт работы с машинами у меня был довольно приличный, однако потом я решил уйти. Так как я владел навыками самостоятельного ремонта, со временем встал вопрос, где ремонтировать собственный автомобиль. Во дворе по закону запрещено, дачи у меня не было, а платить сервису за те работы, которые я могу сделать сам, естественно, как-то не хотелось. В каком-то журнале я прочитал, что в Москве появились сервисы, где можно взять в аренду подъемник вместе с инструментом, и решил, что это весьма интересная идея.

 Несмотря на постепенное улучшение ситуации на отечественном авторынке, времена все еще не самые простые.-3

Перед тем как приступить к созданию своего сервиса, вы узнавали, как это устроено в других местах?

— Да, конечно. Я открыл сервис самообслуживания вторым в Санкт-Петербурге, хорошенько посмотрев, как работает первая подобная станция. И, если честно, мне не все понравилось. Главный недостаток — практически за все там нужно было доплачивать. В итоге я решил сделать по-другому: на нашей станции почти всем можно пользоваться бесплатно. Единственное, в чем мы ограничиваем, так это в пользовании сварочным аппаратом-полуавтоматом. Мы позволяем брать его только человеку, у которого есть специальная корочка о наличии навыков пользования подобным оборудованием.

Каков портрет вашего среднестатистического клиента? Кто эти люди?

— Нет никакого общего знаменателя. Приезжают и студенты на «Жигулях», и владельцы дорогих «Мерседесов» и BMW. Первые заваривают редукторы, чтобы ездить боком, вторые проверяют, все ли установили и поменяли дилеры, содрав десятки тысяч рублей за работу.

Приезжают к нам и профессиональные механики со своими клиентами, чтобы не делиться прибылью со станцией, на которой работают. Это для них очень выгодно. 

 Несмотря на постепенное улучшение ситуации на отечественном авторынке, времена все еще не самые простые.-4

Какой инструмент вы используете?

— Начинал, естественно, с простого. Выбирал, чтобы было максимум всего в наборах — как для иномарок, так и для отечественных автомобилей. Самое интересное, что отечественных автомобилей приезжает не так много — даже студенты предпочитают старые иномарки, поскольку дешевых запчастей на них сейчас море. С развитием сервиса докупался профессиональный инструмент, и теперь у нас только такой.

К примеру, есть 20-тонный двухскоростной пресс. Есть специальный чемодан для сайлент-блоков, которые можно самостоятельно запрессовать. Есть точила, на которых можно подрезать колодки. Есть низкий подъемник с высотой подката 77,5 мм — для заниженных машин. Есть профессиональная гидравлическая стойка для сжатия амортизаторов. А в самое ближайшее время приобретем также специальный кран для съема двигателя. Нет только стенда для замера развала-схождения — невыгодно. Но рядом есть обычный сервис, который, если что, готов помочь в этом вопросе. 

 Несмотря на постепенное улучшение ситуации на отечественном авторынке, времена все еще не самые простые.-5

Какой максимальный уровень сложности работы можно выполнить в сервисе, подобном вашему?

— Все зависит от квалификации механика. К примеру, спокойно можно поменять двигатель. Можно также провести капитальный ремонт двигателя и ремонт автоматических коробок. Проще говоря, сделать ремонт абсолютно любой сложности, если человек знает, как это делать. Конечно, некоторые специализированные оправки нужно приносить с собой. К примеру, на «автомат» BMW есть очень специальные вещи, которые нам покупать и держать нецелесообразно.

Имеется ли у вас диагностическое оборудование?

— Да, конечно. Это обыкновенный «Лаунч», который читает ошибки и сообщает, что не так с автомобилем. Ну а если нужно что-то программировать, то уже необходимо профильное и оригинальное дилерское оборудование.

Час аренды — триста рублей со всем инструментом. Далее — отсчет по полчаса. Убирать после себя не нужно, только показать комплектность инструмента и правильность его укладки на место.

Если, к примеру, клиент переоценил свои навыки и не может понять, в чем причина поломки, поможет ли ему кто-то?

— В таком случае мы вместе с клиентом начинаем выяснять причину, пытаемся найти проблему и даем какие-то советы, чтобы клиент максимально удешевил свой ремонт. Такая помощь бесплатна, она уже включена в стоимость аренды. Если проблема очень серьезная, то, конечно, советуем ехать в специализированный сервис по этой марке.

В случае если человек не успевает что-то сделать или у него просто закончились силы, мы можем ему помочь и что-то сделать самостоятельно. Однако это крайняя мера. Мы сначала предложим ему оставить машину на ночь, отдохнуть, проконсультироваться и прийти доделать утром. Так чаще всего и происходит — я могу припомнить буквально один случай, когда нам действительно пришлось все доделывать за клиента.

 Несмотря на постепенное улучшение ситуации на отечественном авторынке, времена все еще не самые простые.-6

Если во время ремонта человек замечает, что какой-то узел или агрегат нуждается в замене, вы можете ему оперативно помочь? Есть ли у вас небольшой склад запчастей или договоренность с ближайшим магазином?

— Мы пробовали держать свой склад запчастей, но поняли, что это нецелесообразно, так как автомобили приезжают очень и очень разные и, как правило, уже со своими запчастями. Проще иметь договоренность с ближайшим магазином, где клиент еще и получает небольшую скидку, если приезжает за деталями от нас. В непосредственной близости от нашего сервиса как раз есть такой магазин, который, так же как и мы, работает круглосуточно.

Наш главный рекламный инструмент, причем бесплатный, — это YouTube. Одни приезжают ремонтироваться к нам, насмотревшись видеоинструкций в Сети. Другие, собственно, прямо у нас эти инструкции и снимают. Будем откровенны: если бы не было YouTube, то и сервисы самообслуживания вряд ли бы появились.

Есть ли у вас услуги по транспортировке автомобиля?

— Зачастую это не нужно. Проще выкатить автомобиль на стоянку прямо у ворот нашего сервиса. Она, конечно, не охраняемая, но камеры здесь есть везде, так что какая-то гарантия сохранности все-таки имеется. Ну а если клиент все-таки захочет куда-то увезти автомобиль, то у нас есть договоренность с эвакуатором, которым также можно воспользоваться с небольшой скидкой. Кроме того, если автомобиль изначально нетранспортабелен, его можно и привезти к нам с помощью нашего эвакуатора.

Какие самые запоминающиеся ремонты у вас были?

— Приезжал парень на Volkswagen Golf IV менять абсолютно всю подвеску. В течение года копил на нее и поставил все оригинальное — больше суток ремонтировал машину, но в итоге все сделал. Перебирают «автоматы» и двигатели, причем первые ремонтировать бывает даже сложнее — люди сидят по 15–16 часов. Но, как ни крути, по деньгам сумма получается смешная, если сравнивать с той ценой, которую взяли бы в обычном сервисе. 

 Несмотря на постепенное улучшение ситуации на отечественном авторынке, времена все еще не самые простые.-7

Кого же все-таки больше среди клиентов — «чайников» или людей с опытом?

— Конечно, больше людей без опыта. Это клиенты, которые посмотрели ролик на YouTube и поняли, что могут это сделать. Но когда они проезжают сюда, то понимают, что все не так легко и быстро. Мы сразу выясняем, есть ли у людей опыт ремонта конкретного автомобиля, и если его не оказывается, автоматом бронируем дополнительное время.

Самое сложное, когда люди не успевают все сделать. За ними ведь тоже записаны клиенты. Раньше приходилось экстренно помогать, чтобы закончить вовремя, а сейчас мы выделили резервный подъемник, на который переписываем новых клиентов, если не успели отремонтироваться текущие.

 Несмотря на постепенное улучшение ситуации на отечественном авторынке, времена все еще не самые простые.-8

Когда наблюдается пиковая загруженность сервиса?

— Выходные, конечно, самые загруженные. В будни — свободнее, но какой-то закономерности здесь не наблюдается. Также нет никакой сезонности. Традиционно только май не очень хороший месяц, так как все отдыхают, ну и 8 марта, само собой, никого нет.

Источник: Движок