Не стало Олега Табакова. Человека, без кого трудно представить историю российских театра и кино. В ноябре 2017 года артист был госпитализирован: у него диагностировали сепсис. 12 марта 2018-го худрук театров «Табакерка» и МХТ им. Чехова скончался в возрасте 82 лет жизни. До последнего момента, пока болезнь не приковала к постели, он снимался и выходил на сцену.
Олег Табаков попал в кино на третьем курсе школы-студии МХАТ и сыграл за долгую жизнь более 150 ролей. Вспомним самые "народные" из них.
В своем первом фильме "Тугой узел" (1956 г.) режиссера Михаила Швейцера Табаков сыграл роль 17-летнего Саши Комелева, который остался без отца, совмещал работу в колхозе и учебу на заочном отделении института. По отзывам критиков, дебютант убедительно передал отчаянное горе, инфантильную взрослость, первую влюбленность и мальчишескую принципиальность своего героя. У фильма оказалась непростая судьба. За критику колхозных порядков времен «хрущевской оттепели» цензура посчитала его «идейно порочным» и отправила на переработку, после которой картина стала называться «Саша вступает в жизнь». Лишь в 1988-м лента была восстановлена в прежнем виде.
Съемки в фильме «Шумный день» (1960 г.) сделали Табакова кумиром молодежи 1960-х. Его герой – мальчик-старшеклассник, восставший против мещанской психологии советского обывателя – рубит отцовской шашкой полированный шкаф, заполнивший жизненное пространство московской квартиры. Фильм Георгия Натансона и Анатолия Эфроса был снят по пьесе Виктора Розова «В поисках радости» и передавал бунтарство открывшегося в те годы театра «Современник», среди основателей которого которого был и молодой Табаков.
Образ Николая Ростова, созданный Табаковым в советской экранизации «Войны и мира» (1968 г.), можно назвать хрестоматийным. Даже несмотря на то, что режиссер Сергей Бондарчук существенно сократил сюжетную линию персонажа. В 1969-м картина получила американский «Оскар» как лучший иностранный фильм. К тому моменту Табаков – один из самых востребованных советских актеров. Из-за большой нагрузки он в 29 лет перенес инфаркт.
В трагикомедии Александра Митты «Гори, гори, моя звезда» (1969 г.) 34-летний Табаков практически изобразил самого себя: в провинциальном городе, охваченном гражданской войной, молодой режиссер Владимир Искремас ставит «Жанну д’Арк» - он одержим преобразованием театра в соответствии с духом нового времени. Спустя год после съемок у Митты Олег Павлович станет директором «Современника».
В телефильме «Семнадцать мгновений весны» (1973 г.) Татьяны Лиозновой снялось рекордное количество советских актеров, удостоенных звания народного артиста до и после премьеры. Например, Олег Табаков получил почетный статус в 1988-м. Он настолько был убедителен в роли бригадефюрера СС Вальтера Шелленберга, что после выхода фильма артисту пришло из Германии письмо с благодарностью от племянницы немецкого офицера.
Георгий Юнгвальд-Хилькевич хотел видеть в роли Людовика XIII в комедии «Д’Артаньян и три мушкетёра» только Табакова и никого другого. Режиссера не смущала разница в возрасте персонажа и актера: французскому королю в 1625 году, когда начинается действие романа Дюма-старшего, исполнилось 24. Табаков же был на 19 лет старше своего героя.
«Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1979 г.) – еще одна лента с участием Табакова, отмеченная «Оскаром» как лучший иностранный фильм. Актер сыграл роль Володи, женатого любовника главной героини. Кто мог тогда знать, что спустя годы он частично повторит эту роль в жизни. В 1980-х между молодой выпускницей ГИТИС Мариной Зудиной и маститым артистом и семьянином возникнет роман. В 1994-м 60-летний Табаков оформит развод и, наконец, женится на Зудиной - новая жена подарит ему еще двоих детей.
В роли Ильи Ильича Обломова из экранизации романа Гончарова, снятой Никитой Михалковым, Олег Табаков снова предстает в образе идеалиста, но уже абсолютно иного порядка, нежели Владимир Искремас десятью годами ранее. Главный герой добродушен, ленив и готов вместе со зрителем смеяться над собой.
Даже отрицательные герои у Табакова получались столь обаятельными, что у зрителей не оставалось иного выбора, как полюбить их. Такой была роль плутоватого бармена и владельца салуна Гарри Маккью в комедии-вестерне «Человек с бульвара Капуцинов» (1987 г.) Аллы Суриковой. В год выхода картины Олег Павлович закончил реконструкцию бывшего угольного подвала на улице Чаплыгина, 1а, в Москве, где до этого много лет ютился непризнанным его театр «Табакерка».
***
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: