Найти в Дзене
Что почитать?

Владимир Знаменский

Сегодня поговорим о редких книгах.
Для рассмотрения у нас сочинение
Владимира Знаменского о русских банях (СПб., 1861), о том, какую роль играет баня в России как средство лекарственное и гигиеническое.

В целом же с этой книги можно было бы начать большой разговор о значении бани для русского человека. Страсть к баням на Руси и в России наблюдали все сторонние путешественники, о парадоксальном обычае истязать себя в бане на Западе ходили легенды.
Действительно, баня в России это странное, парадоксальное место, корни которого находятся еще в глубоком язычестве (есть мнение, что баня и то, что в ней происходит, есть остаток языческого ритуала).

-2

Примечательно, что в системе «дом-двор» в рамках русской усадьбы допетровского времени баня, "мыльня" считалась особым, нечистым, поганым, страшным местом (после полуночи нельзя было даже заглядывать в баню) наделенным негативной семантикой. Ее нечистота акцентировалась самим материалом для постройки, для которой употреблялись деревья, негодные на постройку домов или храмов и переносилась даже на все предметы, связанные с мытьем - тазы, кадки, ушаты, шайки, ковши в банях.

Почему баня, место, где человек восстанавливал телесную чистоту, смывал с себя грязь, считалась в народной традиции местом нечистым ?

-3

Прежде всего, баня традиционно сознавалась, как место обитания злых духов (банник всегда в народе слыл "злым недоброхотом").
Существовало поверье, что в бане собирается и моется нечистая сила – если пойти ночью мимо бани, то можно услышать, как моются и хлещутся там вениками черти. В бане никогда не вешали икон, а когда шли туда мыться, снимали с шеи кресты и оставляли в домах, обнажая себя, таким образом, для всякой нечистой силы.
"Нечистота" бани, возможно, связывалась и с тем, что баня была сырым, темным, закопченым местом (а такие места особенно любит всякая нечисть), а также потому, что моясь, человек смывал с себя болезни и грехи, которые стекали под пол. Да и сам образ голых людей, по мнению
А.Синявского, которые скачут в горячем пару и хлещут себя прутьями до полусмерти, возможно, создавал картину какой - то веселой преисподней. Поэтому после бани необходимо было омыться чистой водой.
Пространство бани в микромире усадьбы противопоставлялось пространству дома - мир темных и нечистых сил противопоставлялся миру света и чистоты (не случайно в бане обычно не делали окон, не впуская туда свет).
Существовала народная легенда, согласно которой черт создал первый дом, но оставил его без окон. Бог сделал окна в этой постройке и лишь после этого она стала настоящим домом. Увидеть во сне дом без окон, согласно русским толкованиям сновидений, означало скорую смерть.Примечательно, что в
«Повести Временных Лет» вся Русь в изображении апостола Андрея Первозванного, который, по мнению автора повести, побывал в ней представлена двумя главными локусами – церквями, которые в будущем покроют всю страну, и банями, которые существовали как бы изначально.
Это точное изображение двух культур, то есть культуры света и культура тьмы, мира чистого и мира нечистого.
На тему бань в русской культуре и истории есть большая литература, но с этой книжки можно начать.