В Прибалтике местные националисты осквернили еще один памятник советского времени – на сей раз это произошло в Литве, близ Мариямполе. Как показал этот случай, неизвестные вандалы фактически работают в тандеме с местными властями. Первые тайком атакуют монументы под покровом ночи, вторые пользуются этим как поводом, чтобы окончательно избавиться от ненавистных памятников.
Ночные пакостники
Итак, на днях в деревне Грибине в пяти километрах литовского города Мариямполе вандалы осквернили мемориал советским гражданам, убитым «лесными братьями». На мемориале, увековечившем память жертв, оказалась намалевана свастика и четыре пятиконечных звезды.
Монумент был установлен на месте, где в июне 1946 года преступники устроили засаду и расстреляли грузовик, в кузове которого находился двадцать один человек: комсомольцы, сотрудники НКВД, «ястребки» (так называли сотрудников подразделений, сражавшихся с организованными бандами). По современным меркам – типичный теракт. Большинство ехавших в грузовике людей погибло, но, по словам историков, в завязавшейся потом перестрелке погибли и несколько «национальных партизан» (так в Литве нынче называют «лесных братьев»). Памятник павшим советским гражданам поставили более тридцати лет спустя, в 1977 году.
Характерно, что неизвестные, осквернившие монумент, приурочили свою мерзкую выходку к широко проходившему в государстве празднованию 100-летия провозглашения Литовской Республики в 1918 году. Как известно, современная литовская государственная мифология особое значение придает «подвигам» «лесных братьев», жертвам которых и посвящен памятник в Мариямполе.
Сегодня следы вандализма на монументе убрали, однако встал вопрос о его дальнейшем нахождении в означенном месте. Мэр муниципалитета Мариямполе Ирена Лунскене и староста относящегося к этому самоуправлению местечка Шунскяй Римантас Лякяцкас заявили, что необходимо вовсе убрать памятник. Дескать, это надо сделать, дабы предотвратить дальнейшие бесчинства вандалов. Лякяцкас рассказал, что до 2014 года мемориал был в реестре памятников, находящихся под защитой государства, но потом показательно из него был вычеркнут. В свою очередь, Лунскене уверяет, что узнала о монументе только сейчас.
При этом, если сравнить их слова с заявлениями представителей высших властей Литвы, для которых советские солдаты и сотрудники спецслужб – не иначе как «проклятые оккупанты», риторика работников муниципалитета ещё достаточно мягкая. «Если мы снимаем памятники Ленину, Сталину, возможно, и такие монументы не нужно оставлять, – сказала И. Лунскене местным журналистам. – Пусть земля им будет пухом, может быть, память о них должна быть увековечена как-то иначе, если это нужно. Времена, взгляды меняются, мы не успеваем бежать за тем, что для нас неприемлемо. Я не думаю, что все памятники надо сносить. Но поскольку произошёл такой вандализм, мы считаем, что это может повториться».
Готовность разместить у себя опальный памятник выразили в литовском музее советских скульптур под открытым небом в местечке Грутас около Друскининкая: туда со всей страны привозят статуи, бюсты и монументы периода СССР. Решительное же осуждение в связи с осквернением памятника выразили лишь в посольстве России. «Налицо очередной шаг в линии на переиначивание истории, возведение в ранг героев тех, кто под видом борьбы с "оккупантами" совершал многочисленные преступления», – отметили в посольстве. Об упомянутых дипломатами преступлениях «лесных братьев» свидетельствуют историки, приговоры военных трибуналов и ещё живущие ныне свидетели тех событий. По имеющимся источникам, «лесные братья» расстреляли, повесили, сожгли, утопили и иными способами умертвили около 20 тыс. литовцев (в том числе около 1 тыс. детей и подростков) – ранее это признавала даже такой русофоб со стажем, как нынешний президент Литвы Даля Грибаускайте.
В советские годы Грибаускайте подготовила работу на соискание степени кандидата экономических наук «Взаимосвязь общественной и личной собственности в функционировании личного подсобного хозяйства». Там, в частности, указывается, что «социалистические преобразования деревни происходили в острой классовой борьбе». Грибаускайте тогда писала: «Классовые враги пытались остановить социалистические преобразования в республике жёстким террором, угрозами, шантажом, уничтожением советского и партийного актива, организаторов колхозного движения. От рук классового врага в послевоенные годы погибло свыше 13 тыс. человек. Столь длительная классовая борьба углублялась вмешательством извне, проводимым с помощью радиопропаганды, доставки оружия и продовольствия из-за границы. Крестьянство было напугано и отказывалось даже брать землю, не говоря уже об объединении в артели или колхозы». Эта работа была защищена в 1988 году в Академии общественных наук при ЦК КПСС в Москве.
Как видим, сегодняшние установки властей далеки как от оценок советских времен – это-то вполне объяснимо, но и от общегуманистических канонов, диктующих не беспокоить прах погибших.
«Разжалование» освободителей
Случаи осквернения памятников и монументов в честь воинов Красной армии-освободительницы в Литве повторяются с пугающей регулярностью, о чем «Ритм Евразии» сообщал неоднократно.
В январе 2018-го началась атака на памятник, находящийся в Клайпеде. Доцент местного университета Сильва Поците в связи с 73-й годовщиной изгнания из города гитлеровских оккупантов позволила себе заявить, что якобы Клайпеду «никто не освобождал». Кроме того, эта дама, считающаяся в современной Литве респектабельным историком, предложила убрать из текста на мемориальной плите памятника слово «освобожден» (išlaisvintas). Сейчас надпись на табличке гласит, что «город освобожден 28 января 1945 года», – и это решительно не устраивает С. Поците.
«Подобные предложения литовских историков противоречат здравому смыслу, ведь именно благодаря Советской армии из города были вытеснены фашистские захватчики. Такая бредятина, которую я узнал в связи с празднованием освобождения Клайпеды, это в голове не помещается», – отмечает калининградский политолог Валерий Иванов.
В действительности советские войска завершили штурм Клайпеды 28 января 1945 года. Весомый вклад в освобождение города внесла 16-я Литовская дивизия. Отличившимся при изгнании гитлеровцев из города воинским частям присвоили наименование Клайпедских, их солдаты и офицеры были награждены орденами и медалями. Всего в боях при освобождении Литвы от немецко-фашистских захватчиков погибли более 80 тыс. советских солдат.
Как и в случае с монументом близ Мариямполе, российское посольство не оставило националистическую эскападу без внимания. Посол Александр Удальцов заявил: «Мы всё чаще встречаемся с какими-то проблемами и трудностями в работе, которую проводим по поддержанию в порядке памятников советским воинам, по их ремонту, реставрации за российские деньги. Возникают препоны, в том числе и от местных самоуправлений. Особенно созданием таких трудностей отличается Департамент культурного наследия при Минкульте, занимающийся организационной стороной. Всё чаще раздаются голоса на местах о том, чтобы поставить таблички рядом с захоронениями, в которых, мол, надо объяснить "правду", за что эти люди воевали, кого они представляли, чего добились. Или есть такие идеи, как перенести памятник советским воинам на окраину, например в Паланге», – констатирует А. Удальцов.
Посол отмечает, что он 28 января посетил Клайпеду. «Это годовщина освобождения города от захватчиков – на этом заканчивалось освобождение Литвы. Там захоронены 685 наших солдат, в том числе семь Героев Советского Союза. Шли очень серьёзные бои, хотя сегодня некоторые местные псевдоисторики говорят, что надо и там повесить табличку, которая бы "вскрывала правду", – что город был "якобы освобожден" и туда пришли "чествовать победу" советские войска. В Клайпеде комиссия предложила подумать, не надо ли поставить у мемориала такие "разъяснительные" таблички. Мы выступаем категорически против таких идей, считаем их провокационными вбросами. Правда есть правда, и никто не вправе комментировать её по-своему, в угоду каким-то сегодняшним политическим амбициям, течениям, трениям. Кстати, на следующий день (29 января. – Р.Х.) я вместе с нашим генеральным консулом в Клайпеде (Александром Грачевым. – Р.Х.) побывал у мэра города господина Витаутаса Грубляускаса. Мы изложили ему подробно нашу позицию, высказали отношение к такого рода идеям. Мне кажется, что он нас понял: внимательно выслушал и сказал, что да, создана общественная комиссия, которая должна, как он сказал, "пар выпускать" и выслушивать различные точки зрения. Но она вроде бы никаких решений принимать не будет, только изучать мнения различных сторон по тем или иным вопросам, в том числе по военной тематике», – отметил А. Удальцов.
Радикальное решение
Тем временем в Литве всё громче раздаются предложения «решить вопрос одним махом». Так, депутаты парламента от консервативного «Союза отечества – Христианских демократов Литвы» Аудронюс Ажубалис и Лауринас Кащюнас предлагают «законодательно обязать убрать публичные объекты, название или содержание которых пропагандируют коммунизм или другой тоталитарный строй». Они настаивают на необходимости принять отдельный закон о «запрете пропаганды коммунизма или другого тоталитарного строя» в публичных объектах. «Мы хотим чётко регламентировать своим законом, что различные публичные объекты, названия или содержание которых пропагандируют коммунизм, должны быть или убраны, или заменены. Таких объектов в Литве осталось 150-160», – сказал Кащюнас.
Согласно разработанному им проекту, закон будет распространяться на здания, памятники, мемориальные доски, улицы, площади, скверы, а также на именные премии, конкурсы и т. п. Перечень публичных объектов, «пропагандирующих коммунизм», должен будет составить Центр исследований геноцида и сопротивления жителей Литвы, а утвердить – правительство. «Пока в этой сфере всё оставлено на усмотрение самоуправлений. На мой взгляд, пришло время всё это централизовать, четко назначить экспертный орган», – добавил Кащюнас. Он считает, что уже к 2020 году в Литве не должно остаться «осколков тоталитарных властей» – неподходящие для сегодняшней государственной идеологии названия улиц и площадей будут заменены, а памятники воинам-освободителям Красной армии и литовцам, сотрудничавшим с советской властью, уничтожены.
В свою очередь экс-министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис заявил: «Мы не говорим, что нужно убрать могилы с останками солдат Красной армии. Но все надписи на советских болванах (так в Литве сегодня почти официально называют памятники и скульптуры времён ЛССР. – Р.Х.) должны быть приведены в соответствие с исторической правдой». Ажубалис подчеркнул: «В первую очередь это правило относится к термину "освободители". Потому что 9 мая 1945 года Литва получила не свободу, а началась вторая оккупация нашей страны со стороны СССР».
Пока что разработанный консерваторами законопроект Сеймом не утвержден (он будет рассматриваться в ходе весенней сессии), но идейные сторонники Кащюнаса и Ажубалиса, не дожидаясь разрешения сверху, сами проявляют инициативу на местах. Так, минувшей осенью самоуправление Биржайского района по инициативе замглавы администрации Ируте Варзене оборудовало в местах захоронения военнослужащих Советской армии, освобождавших Литву, пояснительные таблички. На них указывалось, что официальные надписи об «освободителях» на памятниках и могильных плитах «не соответствуют исторической правде».
Поясняя такие действия, советник отдела по культурному наследию муниципалитета города Биржай Далюс Микеленис сказал: «Мы чувствуем, что вносим вклад в донесение исторической правды, и считаем, что у нас это получилось. Но мы не удивимся, если наши усилия расценят как произвол – и за это, возможно, мы получим по шапке». Позже Микялёнис разочарованно сообщил журналистам, что глава администрации района Вальдемарас Валкюнас велел прекратить установку у могил «поясняющих табличек». Микялёнис сожалеет, что успел снабдить «правильным пояснением» лишь захоронения в деревне Нямунелё-Радвилишкис. Таблички, предназначенные для воинских кладбищ в районном центре Биржай и в местечке Вабалнинкай, так и остались валяться на складе. В. Валкюнас, в свою очередь, заявил: «Это чувствительная сфера, связанная с международными отношениями. Моя заместительница поступила очень безответственно. К тому же таблички выполнены любителями и на любительском уровне. Их содержание ни с кем не согласовано».
Таким образом, кощунственная инициатива, которая могла стать прецедентом, не получила в муниципалитете дальнейшего развития. Но не факт, что парламент не постановит реализовать её на территории всей Литвы.