Когда-то в конце 1800-х - никто не уверен точно, когда - человек по имени Вилфредо Парето суетился в своем саду, когда он сделал небольшое, но интересное открытие.
Парето заметил, что крошечное количество стручков гороха в его саду произвело большую часть гороха.
В будущем Парето стал очень математичным человеком. Он работал экономистом, и одно из его долговременных наследий превратило экономику в науку, основанную на жестких цифрах и фактах. В отличие от многих экономистов того времени документы и книги Парето были заполнены уравнениями. И горох в его саду натолкнул его на мысь.
Что, если это неравное распределение имелось и в других сферах жизни?
Принцип Парето
В то время Парето изучал богатство в разных странах. Поскольку он был итальянцем, он начал с анализа распределения богатства в Италии. К его удивлению, он обнаружил, что примерно 80 процентов земли в Италии принадлежит только 20 процентам людей. Подобно стручкам гороха в его саду, большая часть ресурсов контролировалась меньшинством.
Парето продолжил свой анализ в других странах, и наметилась закономерность. Например, после изучения британских отчетов о подоходном налоге он заметил, что примерно 30 процентов населения Великобритании зарабатывают около 70 процентов от общего дохода.
По мере продолжения исследований, Парето обнаружил, что цифры никогда не были одинаковыми, но эта тенденция была удивительно последовательной. Большинство вознаграждений всегда, казалось, приходилось на небольшой процент людей. Эта идея о том, что небольшое количество вещей составляет большинство результатов, стала известна как принцип Парето или, чаще, правило 80/20.
Неравенство, Везде
В последующие десятилетия работа Парето практически стала евангелием для экономистов. Когда он открыл глаза миру на эту идею, люди начали ее видеть повсюду. И правило 80/20 более распространено сейчас, чем когда-либо прежде.
Например, в сезоне 2015-2016 годов в национальной баскетбольной ассоциации Америки, 20 процентов команд выиграли 75,3 процента чемпионатов. Кроме того, только две команды - Бостон Селтикс и Лос-Анджелес Лейкерс - выиграли почти половину всех чемпионатов в истории НБА. Как и стручки гороха Парето, большинство команд получают большинство команд.
Цифры еще более экстремальны в футболе. В то время как на чемпионате мира соревновались 77 разных стран, только три страны - Бразилия, Германия и Италия - выиграли 13 из первых 20 турниров Кубка мира.
Примеры принципа Парето существуют во всем: от недвижимости до неравенства доходов до технологических стартапов. В 1950-х годах три процента гватемальцев владели 70 процентами земли в Гватемале. В 2013 году 8,4 процента населения мира контролировали 83,3 процента мирового богатства. В 2015 году одна поисковая система Google получила 64% поисковых запросов.
Почему это происходит? Почему некоторые люди, команды и организации получают большую часть вознаграждений в жизни?
Сила накопительного преимущества
Дождевой лес Амазонки является одной из самых разнообразных экосистем на Земле. Ученые каталогизировали около 16 000 различных видов деревьев в Амазонке. Но, несмотря на этот замечательный уровень разнообразия, исследователи обнаружили, что около 227 «гипердоминантных» видов деревьев составляют почти половину тропического леса. Только 1,4 процента древесных пород составляют 50 процентов деревьев в Амазонке.
Но почему?
Представьте себе, что два растения растут бок о бок. Каждый день они будут соревноваться за солнечный свет и почву. Если растение может расти чуть быстрее, чем другое, то оно может растягиваться выше, ловить больше солнечного света и впитывать больше дождя. На следующий день эта дополнительная энергия позволяет растению расти еще больше. Эта картина продолжается до тех пор, пока более сильное растение не вытесняет другого и не поглощает львиную долю солнечного света, почвы и питательных веществ.
Из этого выгодного положения побеждающее растение обладает лучшей способностью распространять семена и размножаться, что дает виду еще больший след в следующем поколении. Этот процесс повторяется снова и снова, пока растения, которые немного лучше, чем конкуренция, доминируют во всем лесу.
Ученые ссылаются на этот эффект как на «накопительное преимущество». То, что начинается с небольшим преимуществом, становится все больше с течением времени. Одному растению вначале нужно лишь небольшое преимущество, чтобы вытеснить конкуренцию и захватить весь лес.
Эффекты Winner-Take-All(Победитель получает все)
Что-то подобное происходит в нашей жизни.
Как и растения в тропическом лесу, люди часто конкурируют за одни и те же ресурсы. Политики соревнуются за одни и те же голоса. Авторы конкурируют за одно и то же место в верхней части списка бестселлеров. Спортсмены соревнуются за ту же золотую медаль. Компании конкурируют за одного и того же потенциального клиента. Телевизионные шоу соревнуются за тот же час вашего внимания.
Разница между этими вариантами может быть тонкой бритвой, но победители получают огромные вознаграждения.
Представьте себе, что две спортсменки участвуют в соревнованиях по плаванию. Одна из них может быть на 1/100 секунды быстрее, чем другая, но она получает золотую медаль. Десять компаний могут передать потенциального клиента, но только один из них выиграет проект. Вам нужно быть немного лучше, чем оппонент, чтобы обеспечить всю награду. Или, возможно, вам придется искать новую работу.
Ситуации, в которых небольшие различия в производительности приводят к негативным вознаграждениям, известны как эффекты "Winner-Take-All"
Эти ситуации, в которых небольшие различия в производительности приводят к вознаграждениям, известны как эффекты "Winner-Take-All". Они обычно встречаются в ситуациях, связанных с относительным сравнением, где ваша производительность по сравнению с теми, кто вас окружает, является определяющим фактором вашего успеха.
Не все в жизни - это конкурс победителей-побежденных, но почти каждая область жизни по крайней мере частично зависит от ограниченных ресурсов. Любое решение, связанное с использованием ограниченного ресурса, такого как время или деньги, естественно, приведет к ситуации с победителем.
В подобных ситуациях, будучи немного лучше, чем конкуренты, может привести к вознаграждениям, потому что победитель получает все. Вы выигрываете только на один процент или на одну секунду или на один доллар, но вы получаете стопроцентную победу. Преимущество быть немного лучше - это не немного больше вознаграждения, а вся награда. Победитель получает один, а остальные получают ноль.
Если одна дорога немного более удобна, чем другая, тогда больше людей путешествуют по ней, и, вероятно, рядом с ней будут строить больше предприятий. По мере того, как все больше предприятий построено, у людей есть дополнительные причины для использования дороги, и поэтому он получает еще больше трафика. Вскоре вы получите сообщение: «20 процентов дорог получают 80 процентов трафика».
Если у одного бизнеса есть технология, более инновационная, чем другая, тогда больше людей будут покупать свои продукты. Поскольку бизнес зарабатывает больше денег, они могут инвестировать в дополнительные технологии, платить более высокие зарплаты и нанимать лучших людей. К тому времени, когда конкуренция настигает, есть и другие причины, по которым клиенты могут придерживаться первого бизнеса. Вскоре в отрасли доминирует одна компания.
Граница между добром и великим уже, чем кажется. То, что начинается как небольшое преимущество над конкурентами, связано с каждым дополнительным соревнованием.
Теперь давайте вернемся к вопросу, который я задал в начале этой статьи. Почему некоторые люди, команды и организации получают большую часть вознаграждений в жизни?
Правило 1-го процента
Небольшие различия в производительности могут привести к очень неравномерным распределениям, когда они повторяются с течением времени. Это еще одна причина, почему привычки так важны. Люди и организации, которые могут делать правильные вещи, более последовательно, с большей вероятностью поддерживают небольшое преимущество и накапливают непропорциональные вознаграждения с течением времени.
Мы можем назвать это Правило 1%. Правило 1 процент утверждает, что со временем большинство вознаграждений в данной области будет накапливаться среди людей, команд и организаций, которые сохраняют 1-процентное преимущество перед альтернативами. Вам не нужно быть в два раза лучше, чтобы получить в два раза больше результатов. Вам просто нужно быть немного лучше.
Автор James Clear...
Подписывайтесь на канал!
.
.
.
.
.