Уже несколько дней весь мир только и судачит, что про секретные военные технологии, которые внезапно раскрыл Владимир #Путин в своём послании Федеральному Собранию. Боевые огромные лазеры, крылатые ракеты с ядерным мотором, гиперзвуковые авиационно-ракетные комплексы — это всё, наверное, прекрасно.
Но есть и другие #технологии, не менее, а может быть и более важные для нынешней России. К сожалению, о них мы ничего не узнали из послания, наполовину посвящённого только вопросам национальной обороны. А хотелось бы знать…
Например, одна серьёзная проблема уже нарисовалась на ближнем горизонте. Речь вот о чём.
Сейчас #Россия ограничила добычу нефти, опираясь на соглашение с ОПЕК. Но это временно. Похоже, прошлогодний картельный сговор не будет продлён, и среди нефтяников начнётся гонка за объёмы, которая только и обеспечит сохранение высоких доходов. Причём в неё всё активнее включатся #США, стремящиеся получить отдачу от сланцевых инвестиций.
Можно утверждать, что Россия на сегодняшний день выиграла от того, что базовым уровнем для сокращения добычи в рамках пакта ОПЕК+ был взят октябрь 2016 года, когда производство находилось на рекордном уровне. И после сокращения из-за глобальной сделки в 2019-2020 годы, россиская нефтедобыча достигнет пика в начале 2020-х годов. Но вот после…
После она может начать снижаться. Причём довольно быстро.
При этом текущих усилий России по инвестированию в проекты нефтедобычи, развитию партнерских отношений с азиатскими и ближневосточными компаниями и повышению эффективности производства будет мало для удержания производства и сохранения своей доли на рынке в 2020-е годы. Нужны либо собственные прорывные технологии в части трудноизвлекаемой нефти, либо импортные.
Но с последними очевидная проблема из-за живительных санкций Запада.
Так вот ключевой для ближайшего будущего России вопрос — есть ли у неё собственные силы и возможности для преодоления нефтяного спада? Или придётся идти на поклон к тем же западным лидерам?