Я рассказала об истории Владычного женского монастыря в предыдущих частях. А теперь хотела бы поделиться картинами современной монастырской жизни, которую наблюдаю каждый день . И рассказать о том, чего не пишут в путеводителях и в красочных брошюрах. Современный монастырь – это огромное капиталистическое хозяйство с феодальными методами управления. Размах хозяйственной деятельности и деловая хватка монашек поражают. Нет, радостно конечно, что монастырь так быстро восстановился и расцвел. Секрет этого – абсолютная власть начальства, беспрекословное выполнение приказов, которые не обсуждаются, бесплатный ненормированный труд. Феодализм? Жесткая рука? Зато как действенно! Эти феодальные методы управления опираются на все новейшие технологии и достижения капиталистического прогресса. При монастыре работают: пекарня, молочная ферма, столовая, кафе, два продуктовых магазина, иконная лавка – сувенирный магазин. Процветает торговля всем, чем только возможно- от питьевой воды (святой, конечно) до одеялец и простынок для младенцев. Игрушки, погремушки, павлины, украшения, драгоценности, хлеб, пирожки, пончики, пирожные, травы, крупы, красное вино, шербет, нуга, лукум, карамель, посуда, кружки, подсвечники, книжки, календарики, я уже не упоминаю всевозможную церковную утварь, назначение которой не сразу поймешь… Можно ходить целый день и разглядывать товары… И все это появилось и разрослось буквально за несколько последних лет. Еще нужно учесть льготное налогообложение (часть налогов монастырь все-таки платит, хотя на эту тему информацию узнать невозможно), льготные (или бесплатные) коммунальные услуги. Вот бы применить такие методы к малому бизнесу – глядишь, и все остальное хозяйство в России возродилось бы, а не только монастырское. Всем же хочется процветания!
Ну да, процветать мы хотим, но готовы ли к жестким методам руководства? К беспрекословному подчинению и молчаливому выполнению приказов? А вот это, к счастью надеюсь, может испытать на себе любая женщина – гражданка России, ну или имеющая регистрацию. Что для этого нужно? Доехать до монастыря (г.Серпухов, ул.Октябрьская, 40 – авт.№4 от вокзала до конца), зайти в первые ворота и обратиться на пункт охраны. Сюда.
Зарегистрировать там паспорт и после этого Вас бесплатно поселят в специальном паломническом корпусе. Вас будут бесплатно кормить вкусной и правильной монастырской пищей. Вы сможете участвовать в богослужениях и приобщиться к монастырскому быту. А еще придется забыть на время о мирской жизни. Все мирские привычки и потребности следует оставить за стенами монастыря. Разговаривать (празднословить) с сестрами и мирянами нельзя, ходить туда, куда хочется (праздношататься) – нельзя. Уходить с территории естественно тоже. Лишний выход из кельи – грех. Есть и пить то, что вам хочется – это забудьте… В келье нельзя держать даже воду. Вставать в 6 утра, молиться до 10 и работать. Первая трапеза – только после окончания утренней службы, то есть после 10, так что никаких чая или кофе… Все поручения (послушания) – выполнять молча, с благодарностью и молитвой. Свое мнение о предлагаемой работе и способах ее выполнения держать при себе. Даже если поручат зеленую траву перекрасить в синюю. Начальству лучше знать, что, зачем и как красить. Главное – смирение и послушание. Монастырский устав и не скрывает, что главное – отказ от собственной воли и собственной личности. Так Вы приобщитесь и Вас приобщат. Если выдержите – то все получится. Если нет – с позором выгонят, келью за собой надо сдавать чистую.
А ведь все приезжают поговорить. Поделиться проблемами, посоветоваться, просто выговориться… Но как раз этого не будет. Разговоры – это к психоаналитику или к подруге. Можно, конечно, исповедаться. Вам помогут подготовиться к исповеди, дадут постную пищу, брошюру почитать. Но священник много времени на Вас тратить не будет, у него очередь (семья. дела, заботы).
Если пребывание в качестве паломника кажется сложным, можно приехать в качестве туриста (паломнической группы). Но это уже платно.
Монастырь – это такой феномен нашей жизни. Столько всего сплелось. Но все же хорошо, что он есть, что он восстановлен и процветает.
Когда меня начинает слишком уж удручать и огорчать такие стороны церковной жизни, как стяжательство, сребролюбие и преклонение перед светскими властями (а все это тоже прекрасно видно), то я всегда задаю себе три вопроса:
- Хорошо ли, что монастырь 14-го века есть и он действует?
– Да, хорошо.
- Хорошо ли, что я могу туда пойти в любое время и меня не выгонят?
- Да, хорошо.
- Хорошо ли, что меня не гонят туда насильно ?
- Да, конечно.
Поздравляю всех с Масленицей! А впереди у нас Великий пост. Очень интересное постное меню предлагают в столовой Владычного монастыря. Разнообразные блюда можно взять навынос. Обязательно продолжу. Начало здесь.