Советское руководство озаботилось проблемой общественного транспорта ещё в 30-х годах. Разумеется, в первую очередь использовался передовой опыт других стран и, в том числе, Великобритании.
Двухэтажные троллейбусы
Пытаясь адаптировать опыт двухэтажного общественного транспорта, правительство наладило серийное производство двухэтажных троллейбусов. В Москве такие троллейбусы (модель ЯТБ-3) ходили вплоть до 1948 года. Кстати, один из них успел «засветиться» в знаменитом советском фильме «Подкидыш» с Фаиной Раневской.
Нельзя назвать этот эксперимент провальным, но советское руководство пришло к выводу, что оптимизировать вместимость общественного транспорта нужно иными методами.
Кстати вот один из прототипов троллейбуса, где водитель сидит на «втором этаже», а салон полностью предоставлен в распоряжение пассажиров. Из-за плохой маневренности и управляемости от данного проекта было решено отказаться.
Концепция пассажирского прицепа
Спустя пару десятилетий экспериментов, конструкторы пришли к выводу, что вместо увеличения салона автобусов и троллейбусов нужно сосредоточиться на пассажирских прицепах. Все основные производители в том или ином виде обзавелись прицепами, значительно снизив возрастающую нагрузку на общественный транспорт.
Позже концепция пассажирского прицепа трансформировалась в сочленённый транспорт – основной салон и принцев представляли единое целое, а место сочленения напоминало меха гармони, отчего их так и прозвали – «гармошки». Автобусы-гармошки получили массовое производство примерно с середины пятидесятых.
Невероятно, но идея сочленённого транспорта опередила своё время на десятилетия. Судите сами – все зарубежные новейшие модели общественного транспорта построены на этой технологии.
Автобусы-кабриолеты
В шестидесятых появились специальные автобусы-кабриолеты, основная задача которых заключалась в проведении экскурсий по курортным городам. Вместимость таких автобусов была небольшая, но и специфика их использования не предполагала большой наплыв пассажиров.
Автобусы-мастерские
В 1963 году советской публике представили очередную разработку отечественной автомобильной промышленности. Модель ТА-9Т была передвижной мастерской, оказывающей населению все необходимые услуги. Автобус мог быть оборудован под парикмахерскую, мастерскую по ремонту бытовой техники, сапожную мастерскую или ателье.
Советская инженерная мысль всегда смотрела далеко вперёд и опиралась исключительно на нужды трудового населения. Безусловно, какие-то вещи были явными ошибками, но многое из того, что было придумано в середине прошлого века в СССР, сегодня используют передовые страны.