Буксировочный трос — та самая вещь, которой когда-нибудь приходилось пользоваться каждому автомобилисту. А кому еще не приходилось, рано или поздно придется. Благо принадлежность эта — компактная и недорогая, зато позволяющая всегда выручить товарища либо самому прибегнуть к помощи других. Только получится ли? Мы решили взять несколько тросов и проверить соответствие написанного на упаковке суровой действительности.
Из всего многообразия нами были выбраны наиболее массовые и доступные модели тросов — ленточные с максимальной нагрузкой 5 тонн и креплениями в виде крюков. В теории такие тросы позволяют буксировать большой внедорожник или легкий коммерческий фургон, подпадающий под категорию В.
Скажем несколько слов и про оборудование, на котором проводилось тестирование. Наш стенд — настоящая легенда! Изготовлен он был в Германии в 1934 году, работал на Третий рейх, а после нашей Победы в Великой Отечественной войне был конфискован и по программе репатриации, среди многих других станков, был доставлен в СССР, где оказался в Ленинграде. Однако, несмотря на почтенный возраст, стенд продолжает работать как часы, позволяя измерять разрывные усилия до 15 тонн с точностью до 50 кг.
Ход станины у стенда небольшой, порядка 50 см, поэтому испытания тросов мы проводили так: за верхнюю подвижную часть зацепляли крюк, обрезали трос под размер и привязывали свободный конец к нижней части морским узлом. Перпендикулярность растягивания соблюдалась строго. Итак, приступаем к испытаниям.
Airline. Цена — 525 руб.
Производитель: ООО «Топ Авто», г. Санкт-Петербург, реализуется под брендом Airline. Упакован трос в прозрачную квадратную коробку-«аквариум» из блистерного пластика. В комплекте есть болоньевый мешочек для хранения. В глаза бросаются надписи «мегапрочный» и «V.I.P. серия».
Сама лента троса выглядит вполне надежной, имея ширину 5 см и толщину порядка 2,5 мм. Окрас ленты — ярко-оранжевый с серебристой полосой посередине, что делает ее хорошо заметной другим участникам движения. Неплохо выполнен и крюк, имеющий нормальную толщину и серебристое покрытие. Механизм запора от выскакивания тоже работает хорошо.
Однако сразу смутило крепление крюка, которое выполнено в виде прострочки из нескольких швов тонкими нитками. Это и оказалось слабым местом. При нагрузке 400 кг прострочка начала трещать и понемногу расползаться, а при нагрузке в 1 тонну крюк отделился от троса.
Для полной чистоты эксперимента трос был завязан без крюка. Но и в этом случае результат оказался тем же самым — лента порвалась при нагрузке в 1 тонну. В пять раз меньше, чем заявлено на упаковке! Такой трос позволит тащить, самое большее, компактный городской хэтчбек вроде Lada Kalina или Kia Picanto.
«Авто-трос». Цена — 228 руб.
Производитель: ООО «Стартплюс», г. Мытищи. Упаковка самая простая — полиэтиленовый пакет с вложенной этикеткой. Зато максимальная нагрузка — целых 6 тонн.
Только при взгляде на изделие такие возможности сразу вызывают сомнение. Лента имеет ширину 5 см и толщину порядка 2 мм, что в рамках нормы. Правда, окрас у нее не очень удачный — белый с тремя тонкими красными полосками, которые на заснеженной дороге можно и не заметить. Зато на этикетке материал указан как «морозоустойчивый авиационный картон». Однако на ощупь лента кажется какой-то слишком тонкой и мягкой, похожей на те, которые пришивают в качестве лямок к спортивным сумкам.
И предчувствия нас не обманули. При нагрузке в 450 кг лента начала трещать и расползаться и вскоре, при нагрузке в 550 кг, трос был полностью разорван. Больше чем в 10 раз ниже заявленных характеристик! Буксировать на такой ленте можно разве что квадроцикл — и то с осторожностью...
«Промтэк». Цена — 589 руб.
Производитель: ООО «Промтэк», г. Пермь. С упаковкой здесь тоже не мудрили — прозрачный пакет с этикеткой внутри. Производитель пошел на хитрость, указав максимальную нагрузку следующим образом: «до 5 тонн». Так что разорви этот трос хоть руками, юридически не подкопаешься.
Впрочем, выглядит трос довольно основательно. Заделка крюка очень качественная, со специальной подложкой из особого материала, прострочка частая, толстыми нитками. Ширина ленты — 5 см, толщина — порядка 2,5 мм. Окрас — ярко-оранжевый, что делает ее хорошо заметной на дороге в любое время суток.
Закрепили, потянули. До 900 кг нагрузки трос держался, после чего начались потрескивания в ленте. В таком состоянии трос продержался до нагрузки в 1,9 тонны, после чего был разорван. Такой «выдержки» хватит уже для буксировки большого кроссовера вроде BMW X5.
«Экспанта». Цена — 470 руб.
Производитель: OOO ПФ «Экспанта», г. Пермь. Упаковка картонная с выдвижным дном. Правда, на изображении почему-то нарисована стропа с серьгой, а внутри лежит — с крюками.
Лента здесь самая узкая, шириной 3 см, зато самая толстая — порядка 3,3 мм. Окрас подобран неудачно — сиреневый цвет плохо виден даже днем, а с наступлением сумерек и вовсе растворяется в воздухе, сливаясь с дорогой. Заделка крюка очень качественная — прострочка частая, толстыми нитками.
Под нагрузкой трос держался стоически, оказавшись при этом самым эластичным и растягиваемым среди всех участников теста. Но и тут был свой предел: нити у ленты начали трещать на 2,1 тонны, а полный разрыв произошел на 2,6 тонны. До заявленных характеристик не дотянул, но на таком тросе уже вполне можно тащить большой внедорожник или короткобазный микроавтобус.
Каков итог?
Завышение технических характеристик — испытанный маркетинговый прием, широко практикуемый в основном китайскими производителями. К сожалению, с них начинают брать пример и отечественные компании. Что хорошо иллюстрируют проведенные нами испытания тросов. Мы растягивали их в не совсем естественных условиях — не от крюка к крюку, тогда результаты были бы лучше, однако не радикально. Характеристики все равно у каждого завышены.
Неужели производители не проводят своих испытаний перед выпуском продукции на рынок? Если проводят, тогда почему указывают на упаковке не соответствующие действительности цифры? Если не проводят, тогда откуда они эти цифры берут? В любом случае налицо явное лукавство.
Что делать покупателю? Вариант первый: покупать трос с двойным, тройным и пятикратным запасом прочности, то есть с заявленной максимальной нагрузкой 10, 12 или 14 тонн вне зависимости от веса имеющегося авто. Тут уж если и обманут, останется все же какой-то резерв прочности. Вариант второй — покупать дорогую специализированную продукцию, так называемые динамические стропы или рывковые тросы, которые используют, например, на профессиональных автосоревнованиях или в экспедициях.
Источник: Движок