Ко «дню рождения» железной дороги Петербург – Москва мы собрали легенды и факты о её строительстве
Появление железных дорог в Европе и Америке вызвало бурную дискуссию: нужно ли это в России? Противники идеи утверждали, что зимой рельсы напрочь засыплет снегом. Однако 13 февраля 1842 года император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва. О том, как это было, читайте в нашей статье.
Трижды названная
Изначально дорога называлась Санкт-Петербурго-Московская. В 1855 году, после смерти Николая I, железную дорогу переименовали в Николаевскую, а в 1923 году – в Октябрьскую. Последнее название сохранилось до сих пор.
Кто строил дорогу
Строили дорогу крестьяне – в основном, крепостные. Одних только землекопов трудилось по 40 000 человек ежегодно. Они осушали болота, работали стоя в воде, вручную рыли каналы до 15 м глубиной, делали насыпи до 40 м высотой. Работали по 16-18 часов в день.
От тяжелейшего труда, антисанитарии, плохого питания гибли несколько тысяч человек в год. За месяц рабочие получали 3-6 рублей, но большая часть уходила на штрафы. Эту драму потрясающе отразил Николай Некрасов в стихах «Железная дорога».
А был ли палец?
Существует легенда, что Николай I сказал: «Веди дорогу прямо», – и по линейке соединил Москву и Питер, сделав изгиб только в том месте, где пальцем держал линейку – так и была построена дорога. На самом деле его слова означали только то, что не нужно заводить дорогу в Нижний Новгород. А изгиб у реки Мсты появился из-за местного рельефа. Позже, когда железнодорожная техника усовершенствовалась, изгиб спрямили.
Также вы можете прочесть о том, почему такая колея, какая была стоимость билетов и чем обогревались вагоны в 1851 году .