Статья предоставлена телеграм-каналом "Эти странные люди".
Продолжаем изучать шумерскую цивилизацию. Простите за долгое отсутствие.
Таких понятий, как "космос", "вселенная", у шумер не было. Когда шумеры говорили о целостности мира, то они говорили "ан-ки" ("Небо-Земля"). или "нам-шар-ра" - "бесчисленное множество", означающий мир как совокупность отдельных тел, не поддающихся учету и пониманию.
Шумеры считали, что мир изначально был един, и только потом разделился на части, но не утратили своего общего начала. Мир в течение года описывает круг и в конце года "возвращается на свое место" (ки-би-ше ги), то есть восстанавливается в прежнем целостном облике.
"Возвращение на свое место" означает в шумерской культуре обновление мира, которое подразумевает прощение должников, освобождение преступников, ремонт храмов, издание новых царских указов и введение нового летоисчисления.
Движение мира связано с развитием человеческого коллектива на основе принципов справедливости (ни-си-са) и порядка (биллуда). С седьмого неба Ан спускает в мир людей сущности (ме) всех форм человеческой культуры, куда входят и профессии, поступки людей, атрибуты царской власти, эмоции и черты характера.
Каждый бог, каждый человек должен соответствовать своей сущности (ме-те-на - "приближенный к своей сущности"), и тогда он имеет возможность получить хорошую судьбу (нам-ду - "благоприятная судьба"). Судьбы могут даваться богами как на основании дел человека, так и на основании его имени. Что же касается судьбы царя, то сам факт его рождения предопределяет выполнение им важной миссии. А в момент восшествия на престол боги дают ему различные прекрасные судьбы и всякий раз подтверждают свои слова возгласом хе-ам ("Да сбудется!").
До нас дошло только два фрагмента, на которых указаны священные тексты, связанные с представлениями шумер о Вселенной и мире. Это фрагмент под индексом Ukg. 15, составлен в эпоху правления Урукагины и фрагмент из Йельского музея NBC 11 108 - датируется его первым издателем Я. Ван Дейком эпохой III династии Ура. Рассмотрим последний фрагмент:
"1 Ан господином был, Ан сиял — Ки темна была, на подземный мир не смотрела.
2 Скважина воду не несла — ничто не было создано, на обширной земле нива не обрабатывалась.
3 Высокое жречество очищения Энлиля не существовало — священный обряд омовения рук совершенно не исполнялся.
4 Иеродула Ана себя не украшала — […]
5 Ан и Ки вместе были,
6 В браке не состояли.
7 Месяц не сиял — тьма всё объяла.
8 Ан к Даг-ан-на лицо поднял,
9 Кладбище на поле не переходило (?).
10 МЕ Энлиля над чужими странами не были совершенны.
11 Светлая Инанна Эанны жертв не получала.
12 Великие боги Ануннаки в движение не приходили.
13 Боги неба, боги земли не стояли."
Смысл всего этого текста в следующем: строки 1–6 рассказывают о времени нераздельного существования Неба и Земли при власти бога Ана-Неба, строки 7–9 говорят о каких-то отношениях между Аном, молодым месяцем и Даг-ан-на (или богом ветров Даганом), строка 10 упоминает власть Энлиля над соседними с Шумером странами, в 11-й речь идет о храме Ана и Инанны в Уруке, в 12-й говорится о подземных судьях Ануннаках, в 13-й упоминаются боги неба и земли. По ходу текста сверху вниз перечисляются и важнейшие условия существования жизни: наличие источника с пресной подземной водой, обряда омовения рук, политической власти, храмовых жертвоприношений. По сути дела, здесь перечислены земледелие, забота о чистоте (как внешней, так и ритуальной), священный брак, светская власть и связь с богами.
Прообразом фрагмента NBC 11 108, как установил Дрейк, послужил Ukg. 15, в котором упоминается начало мира, когда существовал только бьющий из-под земли пресноводный источник и происходил первый конфликт Ана и Ки, ранее существовавших нераздельно. Тогда не было богов-повелителей мира, не было и отсчета времени, поскольку новый месяц также не существовал.
После отделения Неба от Земли начинается наделение божеств воздуха и земли атрибутами мирового порядка. К таковым у шумеров относятся категории ме, нам, гарза, гиш-хур, биллуда.
МЕ (от глагола "быть-являться, быть в своем облике") - потенции, идеальные модели вещей, имеющих отношение к храму и к жизни богов. Они выражают стремление вещи обрести жизненную силу и внешнее проявление.
НАМ - слово, переводимое как "судьба". С точки зрения этимологии, оно означает на-и-ам - "(то, что) воистину есть (в своем облике)".
ГАРЗА - понятие, которое до сих пор трудно поддается определению. В некоторых контекстах оно обозначает обрядовый акт, ритуал как таковой. Но есть и немало случаев, когда под ГАРЗА понимают то же самое, что уже выражено категорией МЕ.
ГИШ-ХУР ("дерево-царапать") - предначертание, план, божественный проект, созданный на основе МЕ вещи и предопределяющий ее НАМ. Чаще всего таким проектом владеют боги Энлиль и Энки.
БИЛЛУДА (от аккад. белу ту - "господство") - порядок, установленный богом на его территории. Он включает в себя храмовые ритуалы, жертвоприношения, назначения на должности и их исполнение.
Таким образом, категории мироощущения шумеров, связанные с мировым порядком, могут быть последовательно сведены к четырем основным значениям:
1. Возникновение воли идеальной вещи к ее материально проявлению;
2. Соответствие вещи своему волевому импульсу, как форма соответствует своей идее. Материальное воплощение вещи в пространстве и времени, со всеми атрибутами и сопутствующими обстоятельствами;
3. Символическое проявление вещи в обрядовом акте и на плане;
4. Вписанность вещи в порядок, установленный богом на его территории.
После возникновения мира следующим моментом в развитии мироздания является сотворение человека. В шумерских текстах известны две версии появления человека. Чаще всего говорится о создании первых людей из глины богом Энки. Но есть и упоминания о том, что люди пробивались из-под земли, подобно траве. По представлениям шумеров, каждый человек появляется на свет для работы на богов. На протяжении всей жизни он должен отдавать им часть своего урожая и скота, воевать за их храмы, услаждать их слух хвалебными песнопениями и тем самым оправдывать свое высшее предназначение в обитаемом мире.
При рождении ребенку давали в руки предмет, закреплявший его половую идентификацию: мальчик получал в руки палку, девочка - веретено. После этого младенец обретал имя и "судьбу людей" (нам-лу-улу). В состав имени человека обязательно должно было входить имя божества, охранявшего здоровье и жизнь людей. Чаще всего это было имя или городского божества, или бога-покровителя семьи.
В понятие "судьба людей" входит весь процесс жизни - от младенчества до старости. Каждый возраст отличается особым мироощущением и занимает определенное место в обществе. Ребенок (лу-тур) должен беспрекословно подчиняться воле родителей и выполнять их приказы так же усердно, как взрослые выполняют повеления богов. Юноша (гуруш) должен пройти обряд инициации, после которого он покидает родительскую семью и становится воином. Молодые люди, не имевшие своей семьи, служили воинами в дальних походах шумерских царей, они же входили в состав городского ополчения и имели голос в народном собрании.
Вернувшись из похода с богатой добычей, человек обзаводится семьей, строит дом и получает статус взрослого (лу - "человек"). Он овладевает ремеслом, занимает положение в обществе, характер его делается спокойным, а разум обретает мудрость. И в четвертом возрасте - старческом (аб-ба - "старик") - человек является носителем традиции и морали. Он уважаем в народе, у него много детей и внуков, большое хозяйство, и он может рассчитывать на обильные жертвы после смерти. Такова судьба большинства жителей Шумера, усердно выполнявших свой долг перед жизнью и не имевших ни "судьбы царя" (нам-лугаль), ни "судьбы писца" (нам-дуб-сар).
Но и земная миссия шумерских правителей не отличались разнообразием: либо это война с соседним городом за возвращение занятой земли, либо восстановление старого храма или проведение законодательного акта. В случае успеха на страну изливалось изобилие в виде высоких урожаев и приплода скота, а сам правитель получал от богов право на бесконечный срок правления. В случае неудачи или отступления правителя от традиционных ритуалов и житейских норм, его страну ждало нападение противника и массовый мор. Впоследствии выборы в Ниппуре стали формальным актом, поскольку престолонаследие считалось нормой государственной политики.
Во время III династии Ура цари были признаны равными богам и имели божественных родственников (например, братом царя Шульги считался сам Гильгамеш). Соответственно вечной признавалась и сама урская государственность. Однако в самом конце шумерской истории, под воздействием политических обстоятельств, появляется теория о "царственности" (или "судьбе царя"), переходящей из города в город, поскольку вечное правление, как и вечная жизнь, недостижимо для смертных. Теория эта напоминала царям о существовании судьбы (нам) и божественных предначертаний (гиш-хур), которых не удастся избежать никому из живущих на земле людей.
На сегодня это все. В следующих частях мы поговорим о писцах и жрецах. Глава в книги объёмная, поэтому разделю ее на несколько частей.
Продолжение следует...
P.S. У нас появилась web-версия нашего телеграм-канала, где можно делиться интересными статьями в социальных сетях и блог на Яндекс.Дзене.
(И Твиттер с Инстаграмом)
Перейти на сайт: http://monk_ey.tggram.com
Поймать .Дзен: "Эти странные люди"
Твитнуть: "Эти странные люди"
Фото из статей в Инстаграме: "Полтора казаха".