Перехода к новой экономической модели в России не произошло: экономика вновь вернулась к традиционной модели роста, основанной на добыче полезных ископаемых и потреблении, полагает главный экономист "Альфа-банка" Наталия Орлова. Наметившийся рост экономики она считает неустойчивым.
Нефтегазовые доходы страны в ближайшие три года составят треть от всех поступлений в бюджет, уже сейчас "уверенно снижается зависимость федерального бюджета от нефтяной конъюнктуры", - говорил на прошлой неделе на форуме "Россия зовет!" президент России Владимир Путин.
Но, по всей видимости, говорить о том, что Россия отошла от сырьевой модели экономики, рано, следует из аналитического отчета главного экономиста "Альфа-банка" Наталии Орловой "Экономический рост: возвращение на круги своя".
Она пишет, что модель российской экономики осталась все той же: добывающие сектора являются локомотивами роста экономики вместе с быстрым ростом потребления импортной продукции в кредит.
Произошла ли диверсификация?
"Российская макростатистика свидетельствует о том, что страна вернулась к традиционной модели экономического роста. После того как в течение нескольких лет лидером экономического роста был сельскохозяйственный сектор, в первом полугодии 2017 года лучшую динамику продемонстрировал сектор добычи полезных ископаемых", - написала она в обзоре.
Сельскохозяйственный сектор в предыдущие три года был лидером. С 2013 по 2016 год он вырос на 8,8%, но в первом полугодии этого года объем производства в нем снизился на 0,3%.
Лидером в первом полугодии этого года стал добывающий сектор. Объем производства в нем вырос на 4,1%, а на втором месте по темпам роста в этом году оказался транспортный сектор. И транспортный сектор, и сектор добычи полезных ископаемых продемонстрировали быстрый рост инвестиций в первом полугодии этого года. Рост в этих секторах Орлова связывает с государственными проектами.