777 подписчиков

Музей никто не грабил! Как снимали «Стариков-разбойников»

5,4K прочитали

Комедия — далеко не всегда ужимки, прыжки и шуточки. Иногда комедийный сюжет рождается из чьей-то личной трагедии. Яркий пример этому — фильм Эльдара Рязанова "Старики-разбойники", любимый несколькими поколениями зрителей.

Комедия — далеко не всегда ужимки, прыжки и шуточки. Иногда комедийный сюжет рождается из чьей-то личной трагедии.

Не было бы никаких "Стариков...", если бы не случай. В начале 70-х Рязанову пришлось лечь в больницу. На здоровье режиссёра не лучшим образом сказались личные переживания: запрет высокого киношного начальства ставить фильм, о котором он долго мечтал, последовавшие за этим мелкие, но неприятные скандалы, вынужденный творческий простой, в довершение всего — умерла мама, которую он очень любил.

В больнице Рязанов познакомился с пенсионером, бывшим следователем, который рассказал ему, как коллеги из прокуратуры постарались поскорее отправить его на заслуженный отдых, несмотря на желание продолжать трудиться на благо общества. Сразу после выписки режиссёр отправился к своему постоянному соавтору Эмилю Брагинскому. Через некоторое время был готов новый сценарий — о скромном пожилом следователе и его решительном друге.

"Пойми, плакса, мы должны доказать, что не возраст определяет цену человека".

Исполнителей на главные роли Рязанов и Брагинский выбрали заранее: сценарий специально писали для Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева. Других актёров пришлось поискать.

Комедия — далеко не всегда ужимки, прыжки и шуточки. Иногда комедийный сюжет рождается из чьей-то личной трагедии.-2

На роль Анны Павловны Рязанов пригласил Ольгу Аросеву (которую уже снимал в "Берегись автомобиля"), но "со скрипом": в те годы все знали Аросеву как пани Монику — участницу популярнейшей телепередачи "Кабачок "13 стульев"; режиссёр опасался, что зритель увидит в актрисе не Анну Павловну, а всё ту же пани Монику. Аросеву утвердили на роль, но постарались максимально изменить ей внешность, сделали другую причёску. Рязанов даже пригрозил:

«Если увижу хоть один твой завиток от пани Моники, уберу из фильма».

В роли нахального "блатного" следователя Проскурина Рязанов хотел видеть Анатолия Кузнецова, но тот, прочитав сценарий, заупрямился: ранее ему уже приходилось играть следователей и хотелось чего-нибудь оригинального — например, сыграть одного из "стариков". Рязанов с предложением не согласился, Кузнецов пожал плечами и от съёмок отказался, но впоследствии пожалел о своём решении. Проскурина сыграл Андрей Миронов — и так сыграл, что сегодня никого другого в этой роли представить невозможно.

Комедия — далеко не всегда ужимки, прыжки и шуточки. Иногда комедийный сюжет рождается из чьей-то личной трагедии.-3

Юрий Никулин, кстати, считал роль Мячикова не самой удачной — ему казалось, что сценарий не позволил ему как следует раскрыть талант драматического актёра, каким-то чересчур "прямолинейным" получился персонаж. Но к съёмкам он относился серьёзно и готовился очень ответственно. Чего нельзя сказать про Евстигнеева — он не любил внимательно изучать сценарий перед съёмками и склонялся к импровизациям. И режиссёр, и соратники по площадке об этом знали, но не возмущались, потому что иной раз евстигнеевские импровизации выходили лучше сценария.

Но Никулин как-то раз не упустил возможности подшутить: спросил у Евстигнеева, готов ли он к завтрашней съёмке. "А что у нас завтра?" — забеспокоился тот. Никулин объяснил: завтра придётся прыгать с парашютом, мало ли что... Взволнованный Евгений Александрович пошёл к режиссёру и потребовал себе дублёра для таких опасных съёмок. Рязанов долго не мог понять, зачем Евстигнееву дублёр и при чём тут вообще парашюты.

" В старости угрызения совести мучают даже негодяев, они совершают добрые поступки, как бы замаливая грехи. А мы с тобой жили честно — и давай, Коля, помрём честно".

Натурные съёмки фильма проходили во Львове — неизвестно, чем авторам приглянулся именно этот город, но архитектура Львова очень украсила картину.

Комедия — далеко не всегда ужимки, прыжки и шуточки. Иногда комедийный сюжет рождается из чьей-то личной трагедии.-4

Существовала такая легенда: якобы во время съёмок на самом деле ограбили львовский музей — преступники представились членами съёмочной группы и действительно вынесли несколько картин Рембрандта, Рубенса и других художников. Но это выдумка — никакой "львовский музей" в съёмках не участвовал, а все музейные сцены снимались в Москве, в павильонах "Мосфильма" и в здании журфака МГУ. Музей "снаружи" — это здание львовской городской администрации.

Но кое-какой "криминал" (заметьте, в кавычках) на съёмках всё же случился. Никулин приехал на собственной "Волге" в таксопарк, где снимали сцену с допросом таксиста и Анны Павловны. Когда артист ушёл, машина исчезла... Впрочем, к концу дня нашлась: оказывается, машину забрали, чтобы как следует отремонтировать — вот как сотрудники таксопарка уважали Юрия Владимировича!

***

Если вам интересны мои публикации о советском кино, обязательно подпишитесь на канал — тогда они будут чаще появляться в вашей ленте новостей. Спасибо за внимание!