Исследование генезиса субкультуры донских казаков тоже затруднено, так как до сих пор среди историков нет единой точки зрения на их происхождение. Так, Н. С. Коршиков и В. Н. Королев считают, что «кроме широко распространенной точки зрения о происхождении казаков от русских беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки зрения. По мнению Р. Г. Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы. Л. Н. Гумилев предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII-XV вв.» [4, с. 124].
Действительно, исследователи полагают, что после покорения Ордой касоги бежали на север и смешались с подонскими бродниками, которые унаследовали их имя - казак. При этом известно, что сами бродники сражались против Руси в битве на Калке. Тогда действительно получается, что первая ячейка казачества образовалась на службе Орды [5, с. 98]. Так как Орда вначале лояльно относилась к сохранению поданными своих культур и даже религий, в том числе и людьми, входившими в их войсковые подразделения, то влияние «ордынской» культуры должно было быть минимальным. Существовало Сарайско-Подонское епископство [6, с. 67], которое, видимо, помогало казакам сохранять свою религиозную идентификацию.
После раскола Орды оставшиеся и на ее территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в независимости и от осколков былой империи (например, Ногайская орда и Крымское ханство), и от появившегося независимого Московского государства. Известно, что в 1380-м г. часть казаковпреподнесла Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовала против Мамая в Куликовской битве. Впрочем, и у Мамая они тоже были. Однако в 1395 г. состоялось нашествие Тамерлана. Хотя до Москвы Тамерлан не дошел, его рати прошлись по Дону и взяли огромный полон. Дон опустел. Выжившие казаки ушли на север и рассеялись. Многие казаки осели на Верхним Дону, а также сформировали общины в бассейнах других рек. Это исторический процесс совпадает с первыми упоминаниями о казаках на Волге, Днепре, Тереке и Яике [7, с. 134]. Если это не случайно, то тогда возникает переломная историческая точка разветвления генезиса субкультур казачества.
Если признать исторически более верными иные точки зрения, то возникнет и несколько иная картина генезиса субкультуры казачества как части культуры. В. Н. Татищев в «Истории Российской с самых древнейших времён» считал, что первые казаки - «сброд из черкес горских, в княжении Курском в XIV ст. явились; где они слободу Черкассы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли; потом перешли на Днепр и город Черкассы на Днепре построили» [1, с. 67]. Это близко к ранее высказанным точкам зрения. Но если далее признать, что казаки являлись «народной самообороной», нацеленной на защиту мирного населения от постоянных набегов «вооруженных банд татарского происхождения», и что это люди, постоянно сталкивающиеся в степи с татарскими воинами, а далее признать, что по некоторым данным древнейшее известие о казачестве говорит о казаках рязанских, которые в 1444 г. приняли участие в битве против татар, приведенных царевичем Мустафою, то возникает прославянская версия происхождения и самого казачества, и его субкультуры. В XVI в. городо¬вые казаки, и прежде всего рязанские, стали оседать военно-промысловыми артелями в открытой степи, в области верхнего Дона. В этом случае в основе субкультуры казачества лежит славянская культура, дополняемая восточными элементами.
В польских хрониках первое упоминание о казаках относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.
Русский устав станичной сторожевой службы был составлен боярином М. И. Воротынским в 1571 г. По нему сторожевую службу несли станичные (сторожевые) казаки или станичники, городовые же (полковые) казаки защищали города. В этих случаях так же происходит усиление славянского элемента в субкультуре казачества.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
ГРУППА "ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА" В ВКОНТАКТЕ
#казаки #казачество #историяказачества #донскиеказаки #кубанскиеказаки#терскиеказаки #семиреченскиеказаки #запорожскиеказаки #яицкиеказаки#волжскиеказаки #иркутскиеказаки #алтайскиеказаки #сибирскиеказаки#оренбургскиеказаки #хоперскиеказаки #вятскиеказаки #хлыновскиеказаки#астраханскиеказаки #мещерскиеказаки #северскиеказаки#забайкальскиеказаки #уральскиеказаки #амурскиеказаки