Найти в Дзене

Шубы маркировали, теперь обувь. Зачем чипировать все подряд?

Правительство опубликовало проект постановления о старте эксперимента по маркировке обуви. Начать эксперимент планируется с 1 июня 2018 года.

Ранее в апреле 2016 года такой же эксперимент проводили с маркировкой шуб и меховых изделий, а с 1 октября того же года уже стала обязательной для всех участников рынка меховых изделий.

Теперь в России производители, импортеры, продавцы, реализующие меховые изделия, должны оснащать товары особыми знаками.

Чип на меховые изделия прикрепляется с внутренней стороны или рядом с этикеткой, которая является неотъемлемой частью товара при продаже.

Маркировка меховых изделий производится по инструкции и под руководством Федеральной налоговой службы, а само изготовление встраиваемых микросхем ведется Госзнаком.

Специалисты в области меховой промышленности сходятся во мнении, что маркировка шуб посредством чипирования придумана для безопасности. Это гарантия покупателя, предотвращающая риск траты и времени на некачественную покупку. Если одежда действительно из кролика, то производителю нет смысла изменять эту информацию, как и сведения о бренде.

Теперь, так же как и шубы, собираются маркировать обувь.

-2

Зачем?

В постановлении указано, что основные цели введения маркировки — обеспечение противодействия незаконному ввозу, производству и обороту обувных товаров, в том числе контрафактных, а также повышение собираемости таможенных и налоговых платежей.

Но как-то это просто, логично. Не похоже на наше Правительство.

Я смотрю на этот процесс немного шире.

Карта Мир была разминкой, шубы тренировкой, а обувь это только начало.

В 2014 году появилась на свет карта МИР.

-3

Мы гордая и независимая страна. Нам нужна своя платежная система. Для нашей финансовой безопасности ввели российскую банковскую карту, которая не зависит от заграничных VISA, MasterCard и прочих. Санкции пресловутые. В общем штука нужная и полезная.

Всех бюджетников решили на эту карту перевести в кротчайшие сроки.

В 2016 году стали чипировать меховые изделия.

-4

Это и борьба с контрафактной продукцией, и налоги в бюджет. Да и покупателям удобно: можно на смартфоне через специальное приложение узнать о шубе всю подноготную.

Теперь обувь.

Обуви в продаже много. Гораздо больше, чем меховых изделий.

Обувной рынок — третий по объемам потребительский рынок в стране после продуктов питания и одежды.

Причем большая часть обуви в России импортного производства (до 80%). Не все иностранные производители и импортеры захотят маркировать обувь по новым российским правилам. Поэтому в магазинах первое время маркированная обувь будет себя очень свободно чувствовать на полупустых полках. Импортозамещение полным ходом!

Обувь это вам не шуба

Шуба штука не дешевая. При цене чипа в 20-25 рублей маркировка на цене мехового изделия вряд ли может сказываться.

Обувь по-дешевле будет, и 20-25 рублей за чип может заметно повысить цену, ведь эту маркировку нужно еще прикрепить к каждой паре (а это дополнительные расходы).

К тому же, обувь по закону "О защите прав потребителей" можно в течение 14 дней с момента покупки обменять, если она не подошла по размеру. И я не завидую продавцам обуви, которым придется менять по требованию покупателей не подошедшую им обувь.

Магазин продал обувь, чип погашен. Через пару дней покупатель возвращает обувь в магазин и меняет на другую. Возвращенную пару обуви продать уже не получится, чип погашен, а новый чип получить только производитель или импортер может.

Меня удивило количество чипов, которые на всю эту затею понадобятся.

Ведь каждая пара обуви должна иметь бирку с чипом, на который записывается информация. К тому же производители, импортеры и продавцы должны иметь специальное оборудование для записи информации на эти чипы и для считывания информации.

Во время примерки или в случае возврата/обмена обуви маркировка может повредиться. А это дополнительные чипы.

С какой стороны не взгляни на эту затею, в выигрыше остается производитель чипов.

-5

Маленьких микросхем понадобятся сотни миллионов ежегодно.

Я взглянул на производителя чипов для маркировки шуб. Он же производит чипы для карт МИР. Ему же предстоит изготавливать чипы для обуви.

И тут картина сложилась.

Чипы для всего этого производят в Зеленограде НИИМЭ и завод «Микрон».

Лет шесть назад, когда Президент уж очень сильно озаботился нанотехнологиями, в Зеленограде было решено наладить производство современных чипов.

Много денег на модернизацию оборудования направили, стали производить.

Но главный вопрос при создании микросхем — это не как и где произвести, а кому потом продать миллионы штук получившейся продукции?

За границей покупателей, прямо скажем, не много нашлось. В очередь не выстроились.

В апреле 2016 г. В Лаосской Народно-Демократиченской республике началась выдача биометрических загранпаспортов, изготовленных на базе разработанного и произведенного на "Микроне" микроконтроллера. Это первый международный проект по созданию системы идентификации иностранных граждан на российских технологиях.

Крупные мировые производители микросхем производят и продают чипы в огромных количествах. А чем больше объем производства, тем меньше цена. Естественно, российский производитель не смог найти крупных покупателей на свою продукцию за рубежом.

Пришлось искать покупателей в России.

Благо случились санкции и с импортом заграничного при наличии собственного стало сложно.

Пришлось метрополитенам, наземному транспорту, пригородным электричкам закупать чипы для своих карт в Зеленограде. Карта МИР получила те же зеленоградские чипы.

Нанотехнологии вроде продаются, но слабовато. Решили попробовать с шубами.

Минпромторг предполагал, что ежегодно в стране продается 350-400 тыс. шуб, оказалось — в несколько раз больше: продавцы на конец 2016 года заказали 6 млн чипов.

Другое дело.

Потренировавшись на шубах, Правительство решило сбывать зеленоградские чипы по-крупному.

Крепить чипы на продукты было бы замечательно, но народ не поверит, что это с заботой о них делается. Производить свою технику (компьютеры, телефоны, телевизоры и т.д.) сложно, это же промышленность развивать нужно, да и масштаб не тот.

Остановились посредине - обувь маркировать! Около миллиарда чипов в год только для ботинок, тапок и сапог. И масштабно, и делать ничего не нужно.

Как-то это неправильно

Современные технологии это замечательно. Приятно, что российские производители в этом не уступают мировым.

Можно гордиться российскими разработками в сфере высоких технологий. Да те же Ангстрэм, НИИМЭ и Микрон микросхемы выпускать начали тогда, когда Стив Джобс даже не мечтал про Apple.

Уверен, российские микросхемы сегодня ничуть не уступают заграничным аналогам.

Вот только путь, по которому развиваются наши высокие технологии, меня смущает.

Крупнейшие мировые производители чипов продают свою продукцию по всему миру. И работу свою они строят под запросы рынка.

Наш производитель чипов, если верить его сайту, входит в пятерку ведущих микроэлектронных предприятий Европы. Вот только запросы рынка ему учитывать нет необходимости. Правительство очень четко находит покупателей его продукции. Просто вводит обязательную маркировку этими чипами.

Карты, шубы, обувь... куда еще можно чип засунуть?

Очень хочется ошибаться, но пока мне кажется, что сбыт микросхем российского производства, в которое было вложено много денег, во всей этой истории с чипированием и маркировкой товаров является главной целью. Безопасность покупателей и забота о качестве товаров это скорее оправдание.

А отсутствие конкуренции вряд ли пойдет на пользу потребителям.