Опубликовано 21.12.2017 в ПРОВЭД
Утечка капитала из России – один из наиболее очевидных симптомов хронического недуга российской экономики. По данным ЦБ РФ, за 20 лет, с 1994 по 2015 годы из страны было в совокупности вывезено около $700 млрд. И прогнозы на перспективу не сулят отечеству никаких перемен к лучшему. Капитал, и финансовый, и человеческий, будет продолжать утекать из страны в поисках безопасности и лучшего приложения.
О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд.
Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,
Если жулик с вором зашли в офшор, чтоб свой нарастить доход?
«Ландромат» или глобальная финансовая мыльня
В 2014 г. стараниями журналистов «Новой газеты» и Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) была раскрыта схема нелегального вывода из России около $22 млрд. через банки Молдавии и Латвии. Это – не единственный канал и способ перекачки российских фондов за границу, но уникальный. Его особенность заключалась в том, что внешне он выглядел железобетонно легальным. Двое деловых партнеров договаривались о предоставлении займа один другому. Поручителем в сделке выступала российская организация. Когда наступал срок исполнения обязательств, заемщик объявлял о своей неспособности возвратить заемные средства. Тогда требование специально подготовленного молдавского судьи о возврате средств предъявлялось поручителю, который немедленно выполнял его, переводя требуемую сумму на счет, открытый судебным исполнителем в банке Moldindconbank. В нем же по случаю имели счета и оба участника фиктивной заемной схемы. Затем из этого банка, а также из латвийского банка Trasta Komercbanka, куда были переведены $13 из $22 млрд. прошедших через этот канал, средства распылялись по городам и весям через фирмы-пустышки.
Обнаруженную воровскую схему журналисты очень удачно назвали «Ландромат», что в переводе с английского означает автоматическую уличную прачечную, куда каждый может принести корзину своего несвежего белья для стирки. Проанализировав за несколько лет, вплоть до середины 2017 г., в общей сложности 76 тыс. банковских проводок, журналисты выяснили, что всего в схеме, активно действовавшей на протяжении более 3-х лет, было задействовано 5140 компаний из 96 стран, работавших через 732 банка. С российского конца в операции принимали участие сотни фирм, зарегистрированных на подставных лиц (часто – по чужим паспортам) и около 20 банков, входящих в ТОП российских финансово-кредитных организаций, у которых впоследствии были отозваны лицензии. Засветились в молдавско-латвийской помоечной схеме многие известные представители отечественного бизнес-бомонда. Однако, как сообщали журналисты «Новой газеты», по состоянию на середину 2017 г. из них мало кто был привлечен к уголовной ответственности по данному делу, в отличие от Молдавии, в которой под следствием находятся 14 судей – участников ландромата. Более того, отечественные правоохранители крайне вяло и неохотно берутся за расследование эпизодов по отмыванию денег и о причинах такого нежелания можно строить самые разные предположения.
Полученными данными российские журналисты поделились с коллегами из 32 стран, попросив их по возможности выяснить конечных получателей и бенефициаров мошеннических финансовых операций. К концу текущего года многие национальные организации журналистских расследований опубликовали результаты своих изысканий. Как выяснила британская The Guardian, свыше половины (53%) выведенных из России средств были перенаправлены через крупнейшие и надежные международные банковские организации в Великобританию. На Кипр пришлось 2% отмытых российских денег, на Гонг Конг – 1%, Германия и США получили менее 1%, на 74 другие страны пришлись оставшиеся 44%. Хотя, оговариваются журналисты The Guardian, это лишь выявленная часть российских денег. Точных данных из-за крайне сложного и запутанного механизма транзакций получить практически невозможно. Тем не менее, около 400 фирм-участников «глобального ландромата», по выражению газеты, были британскими. Из них только через одну - Seabon Ltd, было прокачано $9 млрд. На имя этой компании была приобретена элитная недвижимость в Лондоне за £13.2 млн. и предметы роскоши. Большая часть средств перекочевала в неизвестном направлении по фиктивным контрактам в основном на приобретение IT-оборудования и стройматериалов.
Средства, унесенные самумом
В ноябре и декабре 2017 г. результаты своих расследований опубликовали журналисты ОАЭ и Туниса – 2-х из 6-и арабских стран, ставших крупнейшими перевалочными пунктами денежных потоков из России на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Но, два тунисских банка пропустили через себя всего около $1 млн., что на общем фоне можно считать статистической погрешностью. Эмиратское же направление представляется более интересным.
Через банки ОАЭ прошло около полумиллиарда отмытых через ландромат денег: $357 млн. – через Emirates NBD, и $26,3 – через Abu Dhabi Commercial Bank (ADCB). Они предназначались 150 эмиратским компаниям, 13 из которых, так или иначе связанных с Россией, «освоили» большую часть - $70 млн. Как выяснили арабские исследователи-журналисты, основным видом деятельности этих компаний из ОАЭ, была торговля косметикой, ювелирными украшениями, дорогими часами и меховыми изделиями. Это, однако, не помешало им заказывать на значительные суммы строительные материалы и оргтехнику у своих контрагентов – основные формулировки назначений платежей, по которым канализировались далее полученные в рамках отмывочной схемы средства.
Попытки журналистов выяснить подробности о владельцах и собственниках большинства компаний успехом не увенчались – у большинства из них указанные в официальном регистре данные не совпадали с фактическими и вычислить их местонахождение не удалось. Те же, чьи телефоны и электронная почта работали, не отвечали на звонки и е-мейлы. Сотрудники засвеченных фирм отказывались обсуждать или не помнили подробности интересующих банковских переводов, а кое-кто к моменту опроса покинул Эмираты. Некоторые после начала опросной компании удалили свои страницы из соцсетей, хотя прежде активно размещали на них фотографии своей роскошной жизни в ОАЭ.
Они пугают, а нам не страшно
Получившие в начале 2017 г. доклад OCCRP эмиратские банки, чьи имена оказались в списке участников ландромата - Emirates NBD и ADCB, отреагировали очень сдержанно. Он выразили свою обеспокоенность, посетовав, что глобальное противодействие нелегальным банковским операция даже для респектабельных финансовых институтов – дело мудрёное. Одновременно их представители твердо заверили общественность в своей неизменной приверженности деду противодействия финансовых преступлений и борьбы с отмыванием денег.
Однако, уже в мае 2017 г. Федеральный национальный совет ОАЭ принял законопроект, направленный на борьбу с отмыванием денег в соответствие с международными стандартами. В нем предусматривалось ужесточение наказаний для ряда стран, входящих в зону риска, среди которых - и страны СНГ. Санкции могут быть наложены на всех выходцев из стран бывшего СССР, имеющих статус резидента ОАЭ и ведущих бизнес на территории Эмиратов. Применительно к ним предполагается разработать дополнительную процедуру проверки источников средств. Для этого у выходцев из СНГ будут запрашивать внушительный пакет дополнительных документов, включая корпоративные финансовые отчеты и бизнес-планы. Если предоставляемые документы покажутся сотрудникам банка не внушающими доверия, к таким клиентам может быть применен ряд ограничений, вплоть до отказа в открытии счета, а их действующие счета будут контролироваться более дотошно, чем клиентов других национальностей.
Впрочем, грядущие ужесточения грозят проблемами, как это обычно бывает, лишь добропорядочным гражданам и предпринимателям. Происхождение средств многих представителей 250-тысячной русскоязычной диаспоры в ОАЭ довольно сомнительно, а некоторые перебираются в эту либеральную к обладателям внушительных капиталов страну, вообще спасаясь от преследования кредиторов и правоохранительных органов у себя на родине. По данным Земельного управления Дубая, только в одном 2014 г. россияне заняли 6-е место среди неарабских инвесторов на рынке недвижимости Дубая, опередив покупателей из США, Франции и Китая. Они совершили 1088 инвестиционных сделок на сумму $640 млн. Кто же всерьез вознамерится резать курицу, несущую золотые яйца?