Найти в Дзене
Слон и ухо

Петровы в гриппе и вокруг него

Новая книжка Алексея Сальникова, о которой все говорят и говорят в последнее время, совсем не так проста, как может показаться. Это шкатулочка с двумя или тремя днами, и третье дно волшебно преображает весь механизм, выворачивая конструкцию и замысел романа наизнанку, помещая читателя – гиганта, что смотрит на шкатулочку сверху вниз,  в мальчишку с задранной в звездное небо головой — так смешной фантик, которым шкатулочка была обклеена изнутри, вдруг становится вселенной.  И это удвольствие от постепенного понимания — важная часть романа.

-2

Алексей Сальников — умница  и стратег: когда волшебная конструкция романа, как полотно, развернется у вас под носом, вы схватите себя за голову, восхититесь, как 1) роскошно и остроумно 2) со смыслом!  — все придумано.

Сначала роман шел не очень, господи ж ты боже мой. Мутный слесарь Петров (место его работы — яма, что важно), болеет гриппом, шатается по Свердловску, катается, как говорили мы в детстве, с какими-то психами на троллейбусе. Страницы так и пышут жаром, у Петрова температура, Петров идет в какие-то мутные гости, катается на катафалке, напивается, мерзнет, потеет, идет домой. Дома болеют Петрова и Петров-младший. Они моются, стирают розовое пальто и Петров ходит курить, вспоминая коллегу Пашу (у которого тоже болеют). Что это, Хармс, думаете вы? Но написано хорошо, свежо написано, местами очень смешно Сальников шутит, и постепенно в романе появляется и градус безумия, и градус инфернальности. Температура у всех. Петрова, оказывается, маньяк-убийца-библиотекарь. Глава про юность героя и Сергея, его друга-самоубийцу, написавшего роман про инфернального гомосексуального сантехника, вся насквозь замечательная. Автор расходится. Не зря, ой, не зря, у Петровой в животе "холодная пружина" разворачивается. Ой, не зря Петрова — татарская Венера. Температура повышается. Но больной Петров-младший хочет сходить на елку. Да, это Новый год. 26 лет назад Петров ходил на одну такую елку — и нам придется прочитать главу от лица 4-летнего мальчика, который кричит "нееет"!, когда Дед Мороз призывает кричать "да" тем, кто хочет спасти зайчонка.

-3


Заканчивается роман главой "Снегурочка". после которой всю книгу хочется немедленно перечитать. Я очень старалась не раскрыть разгадки.
Читайте и обсудим! Вот воистину хтонический роман. Чистый ад. У Данте тоже лучше всего эта часть получилась. я со времен Альтиста Данилова подобного не читывала.

Много запоминающихся цитат, например, "были они не холодны и не горячи, а просто мудаки", и таких навскидку помню штук пять.