Говорят, “Преступление и наказание” Достоевский задумывал как повесть. И композиция была не из простых. Нынче мы знакомы с внушительным романом, который родился из малых частей. А все почему? Потому что большое произведение вырастает из эпизода. И если мы можем эпизод внятно рассказать, то достойны будем и крупных форм, в состоянии будем развить историю до романа.
Выражаться ёмко - основная задача автора. Этому учат малые формы.
Вспоминаю снова Горького, который говорил, что начинать писать нужно с рассказов и сказок, они приучают чувствовать слово.
А еще он говаривал, что мысль при чтении должна ложиться без усилий, в секунду. Что подтверждает нынче и Ричард Коэн:
“Показатель литературного мастерства все тот же — вряд ли строку можно назвать удачной, если читатель будет задыхаться, попытавшись произнести ее вслух”.
Все о том же, о ёмкости, разумной краткости.
- Пословицы и поговорки учат концентрировать мысль максимально и подавать ее ясно.
- Рассказы преобразовывают событие в связную историю, способную вдохновить читателя и тронуть его душевные струны.
- Сказки - возвращают детство, подсказывают, как метафору ввести гармонично в текст, чтобы читатель увидел новый мир, почувствовал мудрость и озарился идеей.
- Притчи - это максимальный сказочный концентрат, это дочь сказки и афоризма.
- Повести - подросшие рассказы. Мы овладевает способностью сказать главное, а потом делаем шаги к деталям, растим произведение в глубь и ширь.
Без нее, без малой прозы, сложно стать стоящим писателем.