Красный треугольник. Про него слышал, пожалуй, каждый уважающий себя Петербуржец. То ли правда завод, то ли заброшка, то ли очередное креативное пространство. Сейчас будем разбираться.
Как всегда, чтобы понять, что происходит сейчас, нужно начать издалека, а именно с 1859 года.
Представьте: вторая половина XIX века, бурный рост химической промышленности, а тут, очень кстати, в Российскую империю приезжает бизнесмен из США Фердинанд Краузкопф. Фигура неоднозначная, но именно его очень поразило то, что в столь большой стране с сырым климатом такие элементарные вещи как галоши были большой редкостью и импортировались из-за рубежа. Оценив колоссальные размеры рынка, предприимчивый американец заручился поддержкой влиятельных персон и создал «Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры» (Т.Р.А.Р.М.).
С этого всё и началось.
На окраине Санкт-Петербурга выросла первая в стране мануфактура по выпуску резинотехнических изделий и обуви в промышленных масштабах.
С самого начала завод «Треугольник» (пока ещё совсем не Красный, а просто Треугольник) заработал репутацию производителя высококачественной продукции. А всё потому, что в его цехах было установлено самое передовое заграничное оборудование, а сам процесс работ был засекречен.
Немудрено, что товарищество стало приносить учредителям прибыль. Здесь изготавливались галоши, непромокаемая одежда, подушки, матрацы, резиновые трубки, насосные рукава, шкивные ремни, цветные шины и прочая продукция.
В 1888 году ТРАРМ получил право клеймить свои изделия фирменным знаком качества в виде треугольника. За полвека мануфактура выпустила ни много ни мало 282 миллионов пар галош, тем самым поставив своеобразный мировой рекорд.
А потом к власти пришли большевики. Предприятие было национализировано, а с 1922 года получило новое, привычное нам название – завод «Красный треугольник».
Молодая республика остро нуждалась в резиновых изделиях, но их выпуск сдерживало отсутствие собственного сырья. Натуральный каучук стоил дорого и завозился из-за границы. Чтоб хоть частично удовлетворить дефицит резиновых изделий, внедрили новый метод производства – коллективную сборку. Техпроцесс был разделен на 8 секций, где каждый участок выполнял только свою задачу. Это позволяло оптимально эксплуатировать оборудование, повысить квалификацию работников и в итоге сократить время изготовления галош.
В попытках решить проблему сырья в 1928 году группа ленинградских химиков разработала революционный метод получения искусственного каучука. Инновацию решили опробовать именно на заводе «Красный треугольник», и в 1932 году, впервые в мировой практике, была получена искусственная резина. Для нового производства было закуплено новое оборудование. Многие операции были механизированы.
В 30-ых годах шинное производство на базе Красного треугольника (да-да, куда ж без шин, когда речь идёт о резине!) было реорганизовано в Ленинградский шинный завод, ставший основой отечественной шинной промышленности.
А потом вмешалась Вторая мировая война. Часть производств (в том числе шинное) было эвакуировано. Но некоторые виды изделий (особенно для нужд фронта) продолжали выпускать. Во время блокады территория ЗКТ постоянно обстреливалась, разрушенными оказались целых 22 корпуса.
После войны потребовались неимоверные усилия для восстановления завода. Необходимо было не только заново отстроить корпуса, но и достать новое оборудование. В 1949 году предприятие обзавелось уникальным цехом литья резинотехнических изделий под давлением. Передовые технологии тех лет позволили нарастить выпуск продукции на 70%. А шинное производство пришлось возрождать с нуля, для этого не хватало ни кадров, ни соответствующих станков и агрегатов. Его восстановление завершилось только в 1959 году.
И вроде бы, всё шло хорошо, но к 1970-м годам Ленинград разросся настолько, что завод фактически оказался в его центральной части. Вредное производство портило экологическую обстановку. Решено было в течение 15 лет модернизировать весь производственный комплекс. Однако, как обычно это бывает, что-то пошло не так, и процесс реконструкции затянулся вплоть до эпохи Перестройки. Финансирования не хватало. А после развала СССР «Красный треугольник» оказался никому не нужным.
Начало третьего тысячелетия ознаменовалось банкротством. Впоследствии завод распался на отдельные небольшие компании, которые выпускают изделия в гораздо меньших масштабах. Основные помещения на сегодня находятся в удручающем состоянии.
Но, тут-то мы и подходим к самому интересному. Находясь в близости от центра (наб. Обводного канала 138), территория завода «Красный Треугольник» представляет огромный интерес для застройщиков.
Сложность заключается только в том, что утилизация ненужных корпусов и деактивация почвы требует огромных затрат. Кроме того, часть построек является образцом промышленной архитектуры и имеет историко-культурную ценность.
А теперь о плюсах. Существует проект реконструкции всей территории «Треугольника», преобразующий бывшую промзону в центр андерграунда и рок-культуры (в который она и так уже превращается стихийно) и организовать на данной территории культурный кластер с образованием «креативных кварталов». Цеха по производству галош планируется переоборудовать под выставочные и концертные залы, разместить в них театры, музеи, клубы, творческие мастерские. Организаторы проекта декларируют намерение превратить депрессивный район города в центр искусств, сохранив его историческое название — «Треугольник».
Если смотреть на темпы развития и популярность креативных кластеров, при правильной реконструкции и продуманной концепции это место может стать одним из крупнейших кластеров Санкт-Петербурга.
Что ж, поживём — увидим.