«Прощай немытая Россия» – одно из известнейших стихотворений Лермонтова, к которому некоторые любят апеллировать в спорах о российской истории, политике и культуре, чаще всего с позиции – “вот, смотрите, как великий поэт о своей родной России отзывался”!
Опустим, что Лермонтов принимал непосредственное участие в боевых действиях на Кавказе, в составе царской армии. Опустим, что он проявил высокую доблесть и храбрость, находясь на службе. Ответить можно примерами же из лирики самого поэта, пусть даже тема Родины у Михаила Юрьевича в творчестве далеко не главная.
Например, стихотворением «Родина» (“Люблю отчизну я, но странную любовью…”). Оно, конечно, не хвалебная ода, но любовь к Родине в нём звучит очевидно и искренне. С таким же посылом звучат и строки из «Прекрасны вы, поля земли родной…».
«Опять, народные витии, за дело павшее Литвы…» - малоизвестное стихотворение поэта, перекликающееся по смыслу со знаменитыми стихами Пушкина «Клеветникам России».
«Валерик» - стих о кровопролитном сражении на Кавказе между российскими войсками и горцами, произошедшем на одноимённой реке. М.Ю.Лермонтов непосредственно принимал участие в том бою.
«Спор» - еще одно стихотворение в тему покорения Кавказа, с явной отдачей предпочтения и лавров победителя России.
«Бородино» – в описание не нуждается.
И напоследок – отрывок из поэмы «Измаил-Бей»:
“Какие степи, горы и моря
Оружия славян сопротивлялись?
И где веленью русского царя
Измена и вражда не покорялись?
Смирись, черкес, и запад и восток,
Быть может, скоро твой разделят рок.
Настанет час – и скажешь сам надменно:
Пуская я раб, но раб царя вселенной!
Настанет час – и новый грозный Рим
Украсит Север Августом другим!”
Может мне кажется, но строки выше звучат достаточно “державно” и пророссийски для поэта оппозиционного.
И приведенные примеры выше – лишь самые очевидные, из лирики поэта и писателя. Разумеется, Лермонтов был очень яркой и противоречивой личностью, как в обычной жизни, так и в творчестве. Но записывать его в лагерь “антироссийский” из-за одного лишь стихотворения, не знакомясь при этом с остальным его творчеством, и не зная его биографию – значит совершать глупость и вредное упрощение.