Испытатели: седельный тягач КрАЗ-6446 (с видео)

46K прочитали

 Аббревиатура «КрАЗ» у сибиряков, в основном ассоциируется с красноярским алюминиевым заводом.

Аббревиатура «КрАЗ» у сибиряков, в основном ассоциируется с красноярским алюминиевым заводом. За последние несколько лет, особенно в связи с событиями вокруг Крыма, многие подзабыли о существовании продукции Кременчугского автозавода (ПАО «АвтоКрАЗ»). А между тем, незаслуженно. Но те, кому нужна выносливая сильная техника, об этих машинах знают. Модель КрАЗ-6446 появилась на свет больше 20 лет назад, и с тех по её не могут превзойти даже именитые вездеходы «Урал». Вот и мы решили проверить свойства этого тягача.

Несколько машин нашлось у нашего давнего партнёра — ГК «СибАвто». И мы попросили предоставить одну на тест-драйв. Помог нам разобраться с этим гигантом ведущий специалист компании Олег Борзых.

Первые впечатления

Огромная махина, родом из СССР. Происхождение тяжеловеса сразу угадывается по характерному внешнему виду и надписи на пожелтевшей бумажке на лобовом стекле: «Система охлаждения заправлена тосолом». Но тут больше действует поговорка «неладно скроен — да крепко сшит».

Мощь детища украинских инженеров более отчётливо начинаешь представлять, когда подходишь к машине. Колёса почти на уровне груди, а крыша кабины возвышается где-то очень далеко.

Открыть капот неподготовленному человеку сложно — нужно взобраться на узкую подножку и, балансируя на железном бампере, дёрнуть вверх тяжёлую металлическую крышку. Потом найти справа длинную опору и установить её в гнездо капота. Внутри почти всё пространство занимает V-образная «восьмёрка» ЯМЗ-238ДЕ2-29 мощностью 400 л. с.

Кстати, на капоте находится воздухозаборник, выполненный в очень необычном для грузовиков виде. Смотрели фильм «Форсаж»? Вот там на некоторых гоночных авто были такие, только здесь они повёрнуты к водителю. Это помогает уменьшить количество попадаемой пыли и грязи.

 Аббревиатура «КрАЗ» у сибиряков, в основном ассоциируется с красноярским алюминиевым заводом.-2

В целом, кабина с капотом занимают на 8-метровом шасси чуть больше 2 метров. Оставшиеся почти 6 метров отданы под седельно-сцепное устройство, выдерживающее нагрузку в 17 т, два топливных бака ёмкостью по 250 л каждый и два задних моста.

«Из всех российских и советских тягачей он везёт больше всех. Ещё со времён СССР конструкторы делали раму для перевозки грузов в военных целях, например, ракеты. Запас по прочности у него — мама не горюй, если сравнивать с теми же «КАМАЗами», «МАЗами» и «Уралами», — говорит Олег Борзых.

 Аббревиатура «КрАЗ» у сибиряков, в основном ассоциируется с красноярским алюминиевым заводом.-3

Пора внутрь. Попасть в кабину с фотоаппаратом в руке — крайне сложно. Взбираемся на высоту почти полутора метров и вот оно — место управления этим дорожным великаном.

Внутри по-спартански аскетично. Здесь нет электростеклоподъёмников, центрального замка, бортового компьютера с монитором. Два сидения на пневмоподушках и спальник. Три педали, «баранка» большого диаметра, здоровый рычаг переключения передач и панель приборов почти в половину ширины кабины. А она, на минуточку, два метра. Собственно, там, где эксплуатируют КрАЗ-6446, большего и не нужно. Ничего отвлекающего от непроходимой чащи.

 Аббревиатура «КрАЗ» у сибиряков, в основном ассоциируется с красноярским алюминиевым заводом.-4

Вставляем ключ зажигания (кстати, место под него находится под рулём, как раз между ног водителя), заводим. Грозный рык мотора, кажется, способен напугать даже голодного медведя в тайге. Что ж, водителю лесовоза будет явно безопасно.

Об эксплуатации

Несмотря на то, что сцепление здесь пневматическое, его приходится ловить. Гигант дёргается, но не глохнет и едет дальше. Нужно приноровиться. А вот к габаритам привыкать нужно дольше. Чтобы повернуть, приходится делать быстро несколько оборотов большим рулём. Заявленный радиус разворота — 13,5 м. А это, скажем честно, задача непростая. И это махина ещё без полуприцепа едет. А теперь представьте, каково управлять автопоездом с 11-метровым сортиментовозом?

 Аббревиатура «КрАЗ» у сибиряков, в основном ассоциируется с красноярским алюминиевым заводом.-5

«Водитель КрАЗа называет дорогой то направление, в котором хочет проехать», — с этими словами Испытатель вывозит нас в чистое поле, заваленное снегом. Здесь не ровный асфальт, а кочки и рыхлый снег.

Двигатель ревёт, машина раскачивается, водитель двумя руками держится за руль, а пассажиры, чтобы не летать по салону, держатся кто за что. Конструкторы предусмотрительно снабдили «потолок» салона дополнительной ручкой, за которую и приходится хвататься.

 Аббревиатура «КрАЗ» у сибиряков, в основном ассоциируется с красноярским алюминиевым заводом.-6

Хоп — передние колёса зарываются в снег. Включаем делитель коробки передач, расположенный на рычаге переключения, но не тут-то было. Задние колёса уже создали снежную завесу, но перед хорошо увяз. Надо выбираться. Трогаемся назад, и тягач медленно выбирается из ловушки.

«Сейчас стоит шоссейная резина. Вот поставим болотоходную, и будет настоящий «лапоть». С такими шинами он колею будет «утаптывать», что снег, что грязь», — улыбается Олег Борзых.

 Аббревиатура «КрАЗ» у сибиряков, в основном ассоциируется с красноярским алюминиевым заводом.-7

Но и с такой резиной КрАЗ-6446 способен пройти практически везде. Больше газу, и машина на скорости пролетает то место, где буквально минуту назад ещё буксовала.

«Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мой КрАЗ со мной», — такая мысль всплыла пока гигант штурмовал снежные просторы. Из кабины кажется, будто машина едет по припорошённой земле. Но выпрыгнув наружу, чтобы поснимать тягач в условиях бездорожья, мы оказались по колено в сугробах. А колёса не утопают и на четверть.

 Аббревиатура «КрАЗ» у сибиряков, в основном ассоциируется с красноярским алюминиевым заводом.-8

Набрав в обувь снега и запечатлев крутые виражи, замёрзшие возвращаемся в кабину. Кажется, что попали в тёплый дом.

«Машины комплектуют автономными предпусковыми жидкостными обогревателями на 12 и 15 кВт. Двигатель, максимум, за 20 минут заводится при любом масле, хоть «минералке». Внутри есть своя родная печка, плюс ещё ставим дополнительные отопители. Эту машину можно эксплуатировать на Крайнем Севере. А если уж экстремальные температуры, то можно поставить двойное остекление и хоть по Антарктиде его запускай. Будет ездить», — объясняет Испытатель.

О нюансах

Естественно, что сам тягач, даже без полуприцепа довольно тяжёл. И чтобы таскать себя, да ещё и грузы, топлива он потребляет достаточно много.

«Если сравнивать с импортными аналогами, то несколько больше будет расход. Но незначительно. Двигатели, которые сейчас ставят на подобные большегрузы, даже ЯМЗ, частично сделаны с применением импортных технологий», — отмечает Олег Борзых.

 Аббревиатура «КрАЗ» у сибиряков, в основном ассоциируется с красноярским алюминиевым заводом.-9

Зато в том, что в машине практически нет пластиковых элементов кузова, есть свои плюсы. Металл легче переносит морозы, а в случае какого-либо замятия, к примеру, крыла, его легко выправить кувалдой.

«Здесь всё просто ремонтировать: отвёртка, молоток. Если сварить что-то надо, в ближайшей деревне сварщика найти можно», — улыбается эксперт.

По его словам, КрАЗ-6446 боится только плохого топлива (что, в принципе, поправимо установкой фильтров и подогревателей) и плохих водителей.

 Аббревиатура «КрАЗ» у сибиряков, в основном ассоциируется с красноярским алюминиевым заводом.-10

Вердикт

После тест-драйва мы можем смело сказать, что это удивительная машина. В России среди гражданской техники ей вряд ли найдётся аналог по проходимости и грузоподъёмности. А из иностранных, разве что, сравнится Tatra. Стоимость КрАЗ-6446 колеблется в районе 4 500 000 млн рублей. «Европейца» с такими же возможностями, как у украинского тягача, за эти деньги не найти. А в подготовку российских внедорожников по сопоставимой цене придётся вложить примерно ещё миллион.