Нашему Переезду на Кубань предшествовало долгое автопутешествие по России. Сегодня решила поинтервьюировать главу семьи на предмет того, зачем нужно «пробивать почву» прежде чем собираться куда-то на ПМЖ.
Тяжело было последние года три, но твои идеи о переезде для меня появились очень неожиданно. Ты как к этому пришел?
- Содержать семью в условиях Биробиджана, это каждый день пытаться выживать. Зачем такая жизнь, когда денег не хватает даже на еду? Около месяца думал об отъезде, считал плюсы, минусы, носил мысли в себе. Еще месяц заняла подготовка машины, определение маршрута, сборы, планы, страхи. Определил, что цель нашей поездки – ознакомительная. То есть мы ехали на юг, чтоб посмотреть как люди живут, а не сразу с вещами на ПМЖ, в неизвестность. В интернете могут многое написать, но пока своими глазами не увидишь, не поймешь.
Почему на юг?
- А куда, в Москву, чтоб всю жизнь провести в метро, как крот, или в Питер, сопли пускать под дождем? Хотелось видеть солнышко и тепло, чтоб было меньше снега и не было минус сорок.
Зачем на машине, когда можно самолетом?
- Если сложить по деньгам, то особой разницы между самолетом, паровозом и машиной нет. Машина давала больше возможностей, некую мобильность. Авиаперелет экономит время. Но если ты прилетел в Краснодар, то не посмотришь другие города, так как будешь зависеть от расписания электричек. Еще ведь вещи с собой, как их тащить, где их хранить? На машине ты сам себе хозяин.
Столько дней за рулем, как ощущения?
- Попа квадратная. Глаза устают, особенно под вечер. Когда выезжал из Еврейки, не особо волновался, не трясло, не было восторга какого-то, ничего не было. Но, правда, перед этим я месяц не спал, даже появились седые волосы. Теоретически я представлял, сколько придется проехать. Туда ехали неделю, по тысяче километров в день. Обратно немного по другому маршруту десять дней. В целом проехал около двадцати тысяч километров. Очень жалею, что ради переезда пришлось продать машину, здесь на юге очень мало японских авто.
Какие общие впечатления о России, что зацепило?
- Будто две страны в одной. Понял, что наша часть, за Уралом, это другая страна, судя по уровню и устройству жизни, феодальная. Покосившиеся хибары, дома советских времен, разрушенные производства, нефункционирующие заводы. Ощущение заброшенности. И в этой ситуации живут люди, которые никому не нужны. После Урала картинка, по моим ощущениям, резко поменялась. Начиная с Башкирии более населенной стала местность, деревни более ухоженные. Что еще? По погоде было странно. До Волгограда ехали примерно по одной широте, а потом резко свернули вниз прямо на юг. Трава с каждой сотней километров становилась выше и зеленее. И это в апреле, когда у нас в Еврейке снег лежит, а в Сибири так вообще дубак!
Чем запомнился Краснодарский край?
Я впервые увидел рабочий элеватор. Для меня элеватор – это было что-то большое, из бетона, покрытое сверху деревьями, на стене надпись «Слава труду», разваливается. Здесь же рабочие агрохозяйства. Тракторы новые, а не старье, у которого гусеницы ржавеют и отваливаются на ходу. Какие-то новые сеялки-веялки, высоченные тракторы, которых я никогда не видел в жизни. Поля, засеянные не соей, а пшеном. И работают наши ребята, а не китайцы, которые там же на полях живут в шалашах из веток и целлофана. Сады, фруктовые деревья, поля подсолнухов. Вот они где, закрома Родины! Правда, нет леса.
Маленькие городки в Краснодарском крае – какие они?
- Одним глазом посмотрели Кропоткин, он на Биробиджан очень похож. Тихорецк… Впечатление, что оттуда все валят, много объявлений о поиске работы и продаже квартир за копейки. Усть-Лабинск мы толком не посмотрели: отпугнул запах с птицеферм, на въезде дома с печным отоплением. Мы покружили по окраинам, да и уехали. В станицах хорошо жить, красиво, спокойно, но это больше для пенсионеров. Нам же нужна работа, а ездить со станицы в город работать не на чем. Понравился Тимашевск. Ухоженный город, много зелени. Не было состояния напряженности, как в Краснодаре. Вышел из машины и почувствовал, что я дома. Здесь много заводов, население переживает по поводу экологии, но заводы находятся в промзоне. Тем более это не химфармзаводы, не металлообработка. Люди добрые и простые.
Пару слов о Краснодаре, куда массово переезжают сибиряки и дальневосточники.
- Пробки. Олени на дорогах. Тормозят, тыкаются в телефоны и поэтому передвигаются рывками. Ощущения переполненности в городе я не заметил. На улицах в Хабаровске народу больше. В Краснодаре много частного сектора. Но районы с высотками тоже не впечатляют. Не получаю эстетического удовольствия от созерцания муравейников. Постоянно болела голова, сжимало виски, наверное, там мало кислорода, вокруг же нет леса, чтоб вырабатывать кислород. Сразу понял, что в Краснодаре жить не буду и до сих пор не понимаю, почему люди туда так рвутся.
Есть мнение, что приезжие с северов идеализируют юг. Ну что, тут хорошо а там плохо?
-Обратно я ехал с мыслью тут же собрать чемоданы и уехать в Тимашевск. Не потому что у нас на родине плохо, а на юге хорошо. Плюсы юга в стоимости еды, одежды, коммунальных услуг. Здесь это все адекватно дешевле. Можно прилично одеться на три тысячи рублей, а в Биробиджане столько стоят на меня одни джинсы. Я не идеализирую. На юге тоже есть минусы. Просто здесь мне хватает на мою плохую жизнь*, а в Биробиджане нет.
* «стало не хватать на мою плохую жизнь» - цитата из песни Семена Слепакова
О минусах жизни в маленьком городе Краснодарского края я расскажу в следующих публикациях.