Найти в Дзене
PRO BOard Games

Обзор настольной игры Ghost Stories

Древний Китай, неизвестно какой год непонятно какой эры, неизвестно какой год правления неизвестно какой династии. События разворачиваются в такой удаленной деревне, что, кажется, она расположена на самой границе миров - человеческого и демонического. И неудивительно, что именно с этой деревни решил начать свое вторжение Ву-Фенг, страшный и ужасный повелитель демонов преисподней. Однако на его пути встают четверо странствующих монахов, нанятых старейшиной деревни. Именно им придется вступить в неравную схватку с воплощениями зла, опираясь на собственный нехитрый скарб, обладающий, однако, некими магическими свойствами, и на скромную поддержку жителей. Примерно так можно описать игру Ghost Stories. Замечательный сюжет, лежащий на стыке “Великолепной семерки” и “Большого переполоха в Маленьком Китае”, заключенный в рамки строгого абстракта и кризис менеджмента - вот что такое “Истории с призраками”.

-2

Если посмотреть на рейтинг игр на BoardGameGeek, то игра Ghost Stories занимает место на второй странице рейтингов. Это не так уж плохо, учитывая то, что игра в этом году празднует свое десятилетие. Обзоров и отчетов об этой игре в интернете написано достаточно много, но за десять лет новинки настольной индустрии отодвинули в сторону коробку “Призраков” в списках игр. За такой долгий срок многие успели приобщиться к игре, и составить о ней свое мнение. Однако год за годом игра переиздается и находятся новые покупатели и поклонники (как, впрочем, и противники). Очевидным остается одно - как ни странно, игра не оставляет равнодушным никого, кто с ней сталкивался. Давайте попробуем разобраться, как смотрится этот старичок в наше время, после выхода многих более современных кооперативных игр.

Как и любой другой обзор, этот также стоит начать с обзора компонентов. Несмотря на возраст, разнообразие и качество компонентов игры порадует даже искушенного игрока. Начнем, пожалуй, с фигурок. Конечно, в современных играх миниатюры выполнены гораздо качественнее, и винил, из которого они изготовлены в Ghost Stories, сейчас смотрится несколько архаично, однако фигурки выполняют свою обязанность - передавать атмосферу игры - весьма исправно. Несмотря на отсутствие мелких деталей в скульптуре, утрированность поз - отважные монахи действительно отбивают вторжение ужасных призраков. Примечательно, что ещё одна кооперативная игра со схожей тематикой - Journey. Wrath of Demons - не завоевала сердца поклонников жанра, несмотря на запредельное качество миниатюр в игре. Наверное, это можно назвать ещё одним косвенным доказательством того, что игра - это не только красивые и качественные компоненты, игра - это совокупность всех составляющих, начиная с темы и механик и заканчивая оформлением коробки.

О картоне в игре наверное стоит сказать всего несколько слов - достаточно качественный для своего времени. Если создать некую “градацию картона”, на вершине которой находится, назовем его, “американский картон” (такой как в “Серп”), а в нижней графе просто “картон” в кавычках (такой, как например в китайской версии Диксит), то картон из Ghost Stories окажется где-то в середине списка, ближе к его верхним строчкам. Достаточно толстый, токены легко выщелкиваются из рамок, планшеты и тайлы деревни напечатаны на достаточно плотном картоне и составляют аккуратное игровое поле. Конечно, в сравнении с элегантным решением игрового поля Иниш картон из Ghost Stories выглядит скромно, однако выполненные в соответствии со стилем и темой игры, выглядят вполне конкурентоспособно даже сейчас. Отдельно стоит отметить, что от партии к партии у планшетов игроков бывают изъяны - они могут выгибаться.

Карты в игре, к сожалению, не лён, и вполне способны истрепаться от большого количества партий. Так что протекторы весьма желательны.

Инфографика в игре - выше всяких похвал. Все значки на тайлах деревни или картах легко читаемы, а если чтение всё-таки вызывает у вас затруднение - всегда можно обратиться к справке в конце книги правил.

-3

Ход игры выглядит несколько необычным для кооперативных игр. В отличие от многих современных игр, тут, условно говоря, поменяны местами фазы игры. Сначала совершает свой ход игра (происходит нашествие сил зла), а затем игроки решают получившуюся головоломку. Нет, конечно ничего сверхъестественного в этом нет, игры с такой последовательностью действий встречаются, просто тенденция последнего времени - переставлять эти фазы местами. Иными словами, в большинстве современных игр люди сначала готовятся к наступающему кризису, а затем его решают, а в Ghost Stories людям необходимо успеть решить кризис до наступления следующего. Таким образом, можно с полной уверенностью заявить, что Ghost Stories является классическим кризис менеджментом, годным, пожалуй, для палаты мер и весов.

-4

Силы зла атакуют деревню, совершая действия в своей фазе хода - развивая атаку уже призванных существ, или вызывая новых себе на подмогу. Механика этой фазы основана на розыгрыше карт из перетасованной колоды монстров, и выполнении действий, описанных инфографикой на этих картах. Реиграбельность вследствие такой механики у игры примерно равна количеству комбинаций в калейдоскопе, однако эта механика имеет и обратную сторону - зачастую открытая карта из колоды может стать началом замысловатой комбинации действий, которые полностью разрушат все ваши планы на игру (а в энд гейме - могут закончить вашу партию буквально за один розыгрыш, лишая любой надежды на победу). Затем наступает фаза игроков - монахи, каждый в свой ход либо используют накопленные силы для изгнания монстров из деревни, либо готовятся к предстоящим кризисом, расширяя свой инструментарий противодействия силам зла. Примечательно, что и тут присутствует реиграбельность - в начале игры можно выбрать любому из монахов одну из двух доступных уникальных способностей. Что характерно - способности можно назвать равноценными, какую из них выбрать - это скорее вопрос к стилю игры владельца персонажа, нежели к какой-то незаменимости именно этой способности в игре. Вторым интересным аспектом является то, что способности монахов во время своего хода весьма скромны, а вот их применение в совокупности с механиками игры - это и есть как раз та самая головоломка, которую приходиться решать игрокам. Игра способна вас озадачить даже на самом легком своем уровне, и некоторые ошибки игроков зачастую оказываются фатальными для партии, поэтому данную особенность игры можно сравнить, пожалуй, с классическими абстрактными (например, шахматами) - тебе надо научиться играть, чтобы начать выигрывать. Классическое евро, например, позволяет человеку выбрать стратегию на всю игру, и, строго придерживаясь выбранного стиля, выиграть с помощью подобного анализа новичку - игры такого рода обычно хорошо сбалансированы, уделяют много внимания деталям, фактически “заставляют думать” человека. В Ghost Stories это не так - в создавшемся на столе кризисе победит команда, игроки которой умеют играть в игру. Новичкам будет тяжело, и, скорее всего они проиграют свою первую партию (а если и выиграют - то скорее всего, они что-то не учли в правилах во время игры), однако большинство это не остановит - Ghost Stories именно такая головоломка, которую хочется решать снова и снова.

Самым узким моментом в игре являются правила. Они, конечно, лаконичны и рационально написаны - как, впрочем и все правила в играх Антуана Боза, однако, именно это и является проблемой. Достаточно часто на столе создается ситуация, в которой становится непонятно как именно разрешать шаги хода. К счастью, на настольных ресурсах достаточно легко найти FAQ, покрывающий если не все, то 75% подобного рода ситуаций, однако, согласитесь, было бы гораздо лучше, если бы переиздание игры сразу содержало в себе подобного рода сведения, без необходимости поиска в интернет.

-5

Оглядываясь сейчас на Ghost Stories, после “Робинзона Крузо”, Пандемия: наследие”, “Ужаса Аркхема”, карточного “Pathfinder”, “Андора” и многих других кооперативных игр, вышедших после Ghost Stories, можно с уверенностью сказать - этот старичок вполне конкурентоспособен. И если вы еще не пробовали помочь жителям деревни предотвратить вторжение Ву-фенга - попробуйте, не лишайте себя такого удовольствия. И, как говорилось в начале обзора - вам либо понравится, либо нет. В любом случае, вы не останетесь равнодушными к этой игре.

-6

P.S. На последних двух фотографиях самодельные фанатские версии игрового поля (также включающие в себя два дополнения к игре, которые в этом обзоре не упоминались). Действительно, показательным является тот факт, что Ghost Stories настолько захватывает умы и сердца поклонников, что те готовы приложить столько усилий для изготовления подобного рода вещей.

Финальные оценки игры Ghost Stories

Игровой процесс: 9/10. Вы получаете ровно то, что хотели - мощную и трудную кооперативную игру с головоломным кризис менеджментом. Фатальность ошибок несколько огорчает, но - каждая партия - это вызов.

Правила игры: 8/10. Слишком лаконично для такой глубокой игры. Хотя с другой стороны, правила шахмат тоже не такие уж обширные.

Внешний вид: 6/10. Сделав скидку на возраст издания, мы всё равно имеем хорошо оформленную игру.

Итоговая оценка: 8/10.Классика кооперативных игр, не стареющая со временем.