Сейчас, когда я пишу эти строки, а за окном медленно просыпается серо-белое зимнее утро, в Москву уже торжественно пришел декабрь и принес с собой неповторимую атмосферу ожидания новогодних чудес. Это самый мимолетный и праздничный месяц в году, в который, кстати, мне посчастливилось родиться:) Декабрь, несмотря на то, что он зимний - очень теплый месяц, очень уютный и домашний. Вне зависимости от возраста, характера и жизненной ситуации, мы все его подсознательно ждем. Это время добрых пожеланий, поздравлений и надежд на то, что самые заветные мечты обязательно сбудутся.
Но так получилось, что для моей семьи Новый 2018-й Год наступил уже в ноябре! Все благодаря нашей огромной любви к путешествиям, которые, как известно, позволяют многое воспринимать совершенно иначе: и исторические факты, и знания о других культурах, и даже времена года!
Если Вы хотите отпраздновать Новый Год в любой календарный месяц – приезжайте в Кострому. Этот прекрасный город является родиной внучки Деда Мороза - Снегурочки, которая круглый год готова с радостью принять гостей в своем тереме. Оказывается, чтобы очутиться в новогодней сказке, достаточно проехать каких-то 300 с небольшим километров от Москвы и провести в пути около 4 часов, что, согласитесь, достаточно недалеко и недолго. Зато, оказавшись в Костроме, Вы почувствуете себя настоящим счастливчиком. Увидеть столько интересных достопримечательностей, пересечь великую русскую реку Волгу, отведать блюда старорусской кухни, познакомиться с уникальной городской архитектурой и заодно отпраздновать Новый Год вне зависимости от того, когда ты приехал. Обширная туристическая программа, не правда ли?
Чем же нас порадовал этот самобытный город – с удовольствием делимся впечатлениями.
Во-первых, Кострома – это сказка.
Удивительное, вдохновляющее ощущение чуда, по которому так скучаешь в будни дни, наполнило нас уже в тот момент, когда мы безумно ранним утром 4 ноября сели в машину. На часах было 04:26, город был сплошь окутан глубокими сумерками и еще мирно спал. А мы отправились в наш многообещающий путь.
Встретить рождение нового дня, сумеречный рассвет в морозном небе, проводить взглядом тающую полную луну, уезжая все дальше и дальше от большого города по полупустому шоссе – бесценно.
Увидеть белые ковры сугробов, укрывшие тропинки в подмосковном лесу, этот сказочный снег, нависающий на еловых ветках – завораживает!
Известно, что в Москве зима наступает значительно позже, чем в ее окрестностях. Так необычно встретиться с этой чарующей зимней красотой в самом начале ноябрьских праздников! В пути нам почти постоянно улыбалось солнце, и это добавило много ярких красок в наш день.
Проехать по мосту через Волгу в десять часов утра в субботу – ощущение сродни фантастике. В это время наш выходной день мог бы только начинаться, а у нас за плечами уже были сотни километров пути.
И впереди нас ждала встреча со Снегурочкой и другими героями сказок, которая произвела огромное впечатление на нашу Наташу. Дочка была просто заворожена, увидев воочию фольклорных персонажей, ранее встречавшихся ей только на страницах книг и в мультфильмах. А мы с мужем словно снова, пусть и всего на несколько часов, заглянули в детство!..
Пожалуй, это чудесное чувство не понаслышке знакомо всем, у кого есть малыш: эта радость от того, что ты заново открываешь для себя детский мир, с его сказками, песенками, стихами, мультиками и потешками, с его добрыми и злыми героями, которые рассказывают, пугают, веселят, учат... Такой знакомый мир, немного подзабытый, и очень трогательный. Я не знаю, что может быть добрее и светлее, чем это чувство, разделенное пополам с ребенком.
Кстати, до нашего путешествия в Кострому я не знала, что Снегурочку называют также Снежевиночкой, или Снегурушкой. Ее образ не зафиксирован в обрядовой культуре славян, однако встречается в произведениях русского фольклора. Она является персонажем народной сказки о девочке из снега, которая чудесным образом ожила. В 1873 году драматург А.Н. Островский, вдохновленный творчеством собирателя русского фольклора, исследователя и литературоведа А.Н. Афанасьева, написал пьесу «Снегурочка». Удивительно, но поначалу она была воспринята публикой достаточно враждебно, о ней отзывались как о «бессодержательной» и «фантастической». Островский был известен как реалист и сатирик, а пьеса о Снегурочке совсем не соответствовала канонам его творчества. Однако в 1882 году по этой пьесе композитором Н.А. Римским-Корсаковым была написана одноименная опера, которая имела фантастический успех у публики. Современную Снегурочку мы знаем как внучку Деда Мороза, которая охотно помогает ему при проведении новогодних торжеств. Их первое совместное появление произошло на встрече Нового 1937 Года в московском Доме Союзов. На сегодняшний день Снегурочка является, пожалуй, одним из самых популярных и любимых персонажей детского фольклора: ее образ знаком каждому, кто хотя бы немного прожил в России, и очень часто встречается в сказках, кинематографе и мультфильмах. У этой доброй сказочной героини есть свой родной город – Кострома, в котором она ежегодно 4 апреля празднует свой День Рождения. История возникновения родины Снегурочки весьма примечательна. В далеком 1968 году для фильма «Снегурочка» у реки Мера, протекающей в Костромской и Ивановской областях, была построена «Деревня Берендеев». Именно в тех краях, в селе Щелыково, Островский писал свою пьесу, поэтому выбор места съемок был неслучайным. Как только фильм был снят, деревянные декорации были перенесены в Кострому, где впоследствии открылся парк «Берендеевка». Позже в городе был также построен Терем Снегурочки, в котором нам и посчастливилось побывать.
В гостях у Снегурочки нам также представился уникальный шанс лично познакомиться с весьма колоритными личностями. Многие из них имеют очень почтенный возраст, успели снискать всенародную славу и обладают неповторимой харизмой. Их имена за много веков уже стали почти нарицательными и прочно вошли в наш повседневный обиход. Представляю Вам некоторых из них.
Баба Яга - Эта сказочная старушка со злобным характером, пожалуй, совершенно не нуждается в представлении – едва ли в нашей стране можно встретить человека, который бы не знал о ней. В ряде сказок она уподобляется также колдунье или ведьме. Помимо русских, ее образ встречается также в словацких и чешских сказках, а также в немецком, австрийском, кельтском, балтийском, греческом и балканском фольклоре. Первое письменное упоминание о Бабе Яге датируется 1588 годом: английский путешественник Джильс Флетчер описал ее в своей книге «О государстве русском». Ее образ, зародившийся некогда в старинных преданиях, продолжает и по сей день жить в литературе и искусстве, находя для себя все новые и новые воплощения. Он встречается на страницах произведений русских классиков – А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Н.А. Некрасова, А.Н. Толстого, и других. Живописные интерпретации образа Бабы Яги часто встречаются в картинах художников Серебряного века. С моим педагогом по музыке мы в детстве играли на пианино пьесу «Баба Яга» из знаменитого сборника П.И. Чайковского «Детский альбом» . Она мне всегда казалась особенно таинственной и даже пугающей! В литературе встречается также Дед Яга - персонаж повести Аделаиды Котовщиковой «Дед Яга и его внучек». Известен также современный автор А.Аливердиев, который описал детство и юность Бабы Яги в своей повести «Лукоморье». Кроме того, Баба Яга является одним из персонажей 38-го выпуска комикса “The Sandman” Нила Геймана. Интересно, что чаще других роль Бабы Яги играл мужчина – советский актер Георгий Милляр.
Черт - Не менее популярный мифологический персонаж, мастер на всевозможные нехорошие проделки, герой анекдотов и известный литературный злодей, имя которого упоминается даже в русских народных пословицах. Считается самым популярным персонажем славянской демонологии. Его имя встречается даже в географических названиях – например, Чертова Гора (деревня в Псковской области), Чертов Мост (виадук на Северомуйском обходе Байкало-Амурской магистрали), Чертово Городище (урочище на берегу реки Чертовская в Калужской области). Под различными именами и прозвищами появляется в огромном количестве восточноевропейских сказок. В древние времена считалось, что произносить его имя вслух опасно, потому что он мог приблизиться к человеку, упомянувшего его, и навредить. Поэтому у Черта есть много имен-синонимов, которыми его нарекли в повседневной речи – например, лукавый, нечистый, шут и другие. При этом в памятниках древнерусской письменности слово «черт» не встречается. Впервые оно было упомянуто в русско-английском словаре-дневнике 1618-1619 гг. Р. Джеймсом, а одно из самых известных древних изображений персонажа содержится в Гигантском кодексе XII века. В представлениях о Черте прослеживается сходство с греческим богом Паном, который является покровителем скотоводства, духом полей и лесов. Однако, в отличие от своего языческого прототипа, Черт не покровительствует скотоводству, а в основном занят тем, что всячески пакостит людям.
Кикимора - Откровенно комический образ, который можно встретить в русской и белорусской мифологии. Кикимора предстает преимущественно в женском обличье, обитает в жилых домах и других постройках, любит прясть по ночам и, подобно Черту, пакостить людям. Упоминания о ней в историко-литературных памятниках встречаются с начала XVII века. Кикимора неугомонна, быстро бегает, способна видеть на дальнее расстояние, а также общаться с людьми при помощи стука, отвечать на заданные им вопросы. С ее именем связано много народных быличек и преданий. К примеру, в центре Перми в XIX веке стоял недостроенный дом, в котором, как считали местные жители, обитала Кикимора. Она была настолько грозна и свирепа, что даже сумела выселить из дома хозяев. Однако не везде на Руси Кикимору считали злодейкой: кое-где ее воспринимали как доброго домашнего духа, охотно помогающего хозяйке в домашних заботах и в уходе за животными. Кикимора неоднократно выступала героиней литературных произведений русских классиков – в частности, ее образ появляется в творчестве Николая Лескова, Алексея Ремизова. А сравнительно недавно, в 2011 году, в рамках уникального проекта Ассоциации землячеств «Сказочная карта России», у Кикиморы появилась и своя Родина – город Киров. Основанием для этого послужило то, что в городе есть Кикиморская гора, а также ряд географических названий, связанных с этим персонажем. В мае 2011 года в Кирове даже состоялась потешная свадьба Кикиморы Вятской и Домового, которого звали Егор Кузьмич.
Водяной -Когда я в детстве смотрела мультик «Летучий корабль», мне всегда было очень жалко Водяного, с которым никто не водился и не разговаривал. Действительно, его всегда очень боялись: согласно поверьям, он обитает в омутах, водоворотах, на дне реки, где у него есть свой дворец. На Русском Севере бытует легенда, что у Водяных есть свой царь – Водяник, или Водян царь – старик с палицей, который поднимается к небу в черной туче и творит новые реки и озера. Считается, что Водяной особенно сильно лютует весной. Он просыпается в первый день апреля, голодный и злой, ломает лед и мучает рыбу. Особенно сильными считались Водяные, которые обитают в родниках. Ведь, как гласят предания, все родники возникли от удара молнии самого могущественного божества – Перуна. Такие ключи назывались «гремячими», и это слово сохранилось в названии многих источников (в частности, водопады Гремячий Ключ в Сергиево-Посадском районе и Гремячий Ручей в Калужской области). Крестьяне на Руси очень боялись случайно потревожить и рассердить Водяного, поэтому старались не заходить в водоемы с наступлением темноты. От него зависела участь купающихся, над которыми он любил подшутить. В Сургутском крае существовало поверье, что он особенно любит «парное тело», поэтому может утащить человека, купающегося после бани. Удивительно, что у пасечников Водяной считается покровителем пчел - известен народный обычай ставить пасеку именно у реки. Чтобы задобрить грозного владыку вод, древние пчеловоды «кормили» его медом и дарили воск от каждого улья. Происходило это ночью накануне Медового спаса, когда начиналась выемка медовых сот.
Домовой - В народе его еще ласково называют Барабашка и часто сваливают на него вину за потерянные в доме вещи. И напрасно – Домовой, или кутный бог, считается у славянских народов покровителем дома, который ничуть не вредит его обитателям. Наоборот, он тщательно охраняет дом от всякого зла и заботится о здоровье тех, кто в нем проживает. Но конечно, как любой хозяин, Домовой не любит беспорядка и разлада в своем доме. Поэтому, как только домашний уклад нарушается, Домовой сердится и высказывает свое недовольство. И вот тогда-то и начинают происходить необъяснимые вещи – то вещь пропадет, то дверь ночью нечаянно скрипнет, то стук необъяснимый раздастся. В северорусских сказаниях Домовой представлялся как существо весьма обидчивое, и гнев его нужно было смягчать подношениями. Чаще всего Домового представляют как маленького старика (ростом не выше 30 см) с длинной бородой, который любит селиться в теплых укромных местах - за печкой, на чердаке или в углу. Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, в северных районах Олонецкой губернии домового духа называли также Жихарько, который был очень добрым и любил шутить над домочадцами. На Русском Севере существовал обычай выпроваживать старого Домового во время новоселья: он мог невзлюбить новых жильцов и даже отомстить им. Однако, ближе к юго-западным областям на Руси образ Домового приобретал больше отрицательных черт. Считалось, что своими проказами он причинял скорее вред, чем пользу, и часто досаждал не только людям, но и домашним животным.
Макошь - Эта богиня славянской мифологии не так популярна в народном фольклоре, как вышеупомянутые сказочные герои. Однако это единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром Киевском капище наряду с идолами других богов. До посещения экспозиции Терема Снегурочки я знала о ней крайне мало. Макошь также упоминается в «Повести временных лет» при перечислении языческих богов и замыкает список, начинающийся с Перуна. Образ ее связывают с прядением, ткачеством и другими ремеслами. Макошь, являясь одним из ключевых персонажей языческого пантеона, считается богиней судьбы и покровительницей женщин. В ее могущество верили не только на Руси, - например, в чешском фольклоре она является богиней дождя, к которой обращаются с молитвами при засухе.
Экскурсия в Терем Снегурочки получилась очень познавательной и обогатила наш кругозор новыми знаниями в области сказочного фольклора. Все персонажи, даже те, которых принято бояться, выглядят на экспозиции очень милыми, обаятельными и нестрашными, доказывая тем самым тезис об удивительной многогранности народной мифологии. В ней всегда, как и в настоящей жизни, присутствуют и добрые, и злые герои, каждый из которых играет свою особенную роль.
В гостях у Снегурочки мы также имели шанс познакомиться с ледяной архитектурой – побывали в комнате, где абсолютно все сделано изо льда! В нашей повседневности мы привыкли, что любые строения, как правило, состоят в основном из металла, дерева, камня. Оказаться хотя бы на несколько минут в совершенно ледяном помещении, в окружении прозрачных стен – это сказка!
Эти ноябрьские выходные действительно получились очень «зимними», и дело даже не только в снегопаде, который начался в день нашего приезда. Мы жили в удивительном отеле «Снегурочка», где круглый год царит совершенно предновогодняя атмосфера, характерная исключительно для двенадцатого месяца года. В отеле все детали обстановки напоминают о зиме: постоянно кажется, что еще пара секунд, и по полу начнет стелиться поземка, а сверху будут медленно опускаться снежинки. Это создает очень гармоничную атмосферу расслабленности и уюта, - только зима может подарить такое особое настроение.
В отеле есть замечательный ресторан, в котором подают очень оригинальные и вкусные блюда. Называется он тоже по-зимнему - «Метелица».
Мы жили в центре города, и на закате дня отправились на прогулку, чтобы познакомиться с вечерней Костромой.
И почему-то именно тогда, когда город окутали ноябрьские сумерки, мы смогли в полной мере прочувствовать его величие и самобытную степенность.
Во-вторых, Кострома – это традиции.
Удивительная, гулкая тишина, нарушаемая лишь движением автомобилей, очень редкие прохожие, прохладный ветер с Волги. Узкие улочки, петляющие вдоль небольших домов с совершенно нехарактерной для Москвы архитектурой. Величавое молчание красивейших древних храмов. Это первое, что поразило нас при встрече с Костромой, украшенной вечерними огнями. Мы оказались в прекрасном городе с богатейшим историческим прошлым и культурными наследием, который, несмотря на неизбежное влияние современности, всегда остается верным самому себе.
Кострома – один из многих российских городов, которого по праву можно назвать живым учебником истории. В нём удивительно интересно, его хочется изучать и каждый день открывать заново! С момента своего основания в 1152 году этот город сумел впитать в себя и сохранить множество традиций, определяющих своеобразие российской культуры в целом.
На протяжении всей своей жизни Кострома успешно развивалась как крупный промышленный и ремесленный город; ее роль в укреплении экономического и культурного потенциала России всегда была чрезвычайно высокой. В XIII веке она стала центром удельного княжества, а в 1364 году вошла в состав Московского княжества. С тех пор ее история стала неотделимой от процесса развития общерусского государства. В XVII веке Кострома стала третьим после Москвы и Ярославля крупным ремесленным городом, в котором активно развивалось текстильное, кожевенное, мыловаренное производство, а также строительный, кузнечный и гончарный промысел.
С Костромой связана также связана история женского образования в России (для меня это стало настоящим открытием). Первое учебное заведение в Костроме – так называемая «Цифирная школа» – было открыто аж в 1722 году. А в XIX веке, 25 августа 1857 года начало свою работу «Григоровское училище 1-го разряда для девиц всех сословий», которое позже было преобразовано в первую в России женскую гимназию.
Очень примечательно, что город сумел сберечь в себе уникальные черты архитектуры, характерные для XVI-XIX веков. Исторический центр Костромы представляет собой образцовый ансамбль эпохи классицизма. До наших дней сохранились и старинные памятники допетровской эпохи – в частности, комплексы Ипатьевского и Богоявленско-Анастасиинского монастыря.
Нам очень запомнились Торговые ряды – архитектурный памятник, расположенный в самом сердце города. В XVII веке Кострома становится крупным экономическим центром, в котором активно развивалась торговля. И в 1775 году были начаты работы по строительству каменных торговых рядов, названия которых соответствовали продаваемому товару. В состав архитектурного ансамбля входят Гостиный двор, а также Большие мучные, Мелочные, Пряничные, Хлебные, Квасные, Живорыбные, Рыбные, Мясные, Шорные, Зеленные, Масляные, Овощные (Табачные) и Дегтярные ряды. Весьма колоритные названия: сразу вспоминается что-то связанное с уютом домашнего очага и ароматами русской кухни. Примечательно, что большая часть построек сохранилась до нашего времени в практически неизменном виде.
Помимо богатого культурного наследия, у Костромы есть и свои гастрономические традиции, которыми она славится. Например, многим из нас хорошо знаком знаменитый костромской сыр. Город иногда даже именуют «Сырной столицей России». Именно благодаря костромскому сыру в 2017 году Костроме удалось занять третье место в гастрономическом рейтинге городов России по версии сайта Booking.com. Совсем недавно, в декабре 2017 года торжественно открылся Музей сыра – одна из самых новых костромских достопримечательностей. Его экспозиция представлена в старинном купеческом особняке, доме Рещикова. Еще одним местным деликатесом является четверговая черная соль – мы купили одну упаковку на пробу, и нам очень понравилось. Весьма необычно: она крупная и по своей насыщенной консистенции напоминает специи. В Костромской губернии существует старинный обычай приготовления черной соли в русских печах. По результатам исследований было выявлено, что после такой термической обработки значительно уменьшается количество вредных примесей. Черная соль содержит ржаную муку, которая обогащает ее жизненно важными веществами, а также углерод в виде мелкопористого угля. Уголь чрезвычайно полезен для организма, так как является отличным абсорбентом и способствует выведению токсинов. Единственный нюанс – добавлять такую соль во время приготовления пищи не рекомендуется. Лучше солить ей уже готовое блюдо непосредственно перед употреблением.
Кострома – город неторопливый и очень поэтичный, а особую романтику его атмосфере придает прекрасная река Волга. Пожалуй, практически все города, раскинувшиеся по берегам рек, имеют совершенно особую душу, лиричность и шарм. Кстати, я видела Кострому в летнее время, и меня поразила красота заката, тонувшего в беспокойных речных водах.
Близ Волги расположен еще один примечательный памятник архитектуры – Беседка А.Н. Островского, которая получила широкую известность благодаря советскому кинематографу. Стоя в этой беседке, одна из героинь фильма «Жестокий романс» – Лариса Огудалова – смотрела вдаль на Волгу.
Городской интерьер Костромы остается и по сей день верным принятым традициям и вряд ли «пустит» в себя новомодные и экстравагантные здания, построенные в соответствии с канонами ультрасовременной архитектуры. Именно поэтому, гуляя по Костроме, получаешь особое туристическое удовольствие. Этот город хочется фотографировать и любоваться им, он по-своему прекрасен в любое время суток и в каждое время года. Примечательная деталь: во времена СССР в городскую черту вошла заволжская часть Костромы, бывшая в конце XIX-начале XX века дачной местностью. Сегодня это один из самых колоритных районов города. В нем до сих пор сохраняется старинная планировка улиц, характерная для средневековых времен.
Кострома интересна и тем, что…
- входит в список поселений, официально имеющих статус исторических, и традиционно включается в маршрут «Золотое кольцо России»;
- русский национальный герой Иван Сусанин был родом из Костромской губернии;
- в 2014 году стала центром празднования 400-летия дома Романовых (в Ипатьевском монастыре состоялось восшествие на престол первого царя рода Романовых – Михаила);
- Александр II говорил о ней: «Костромская губерния по историческим воспоминаниям близка семье Моей, и мы считаем ее родною»;
- одним из признанных ее символов считается пожарная каланча, возвышающаяся над центральной площадью. Каланча выполнена в виде античного храма, а высота ее составляет 35 метров. Увидев ее в 1834 году, Николай I воскликнул: «Такой у меня в Петербурге нет!»
В-третьих, Кострома – это ремесла и народные промыслы.
И все потому, что это очень творческий и многогранный город: многие ремесленные традиции сложились здесь еще издревле. Известно, что Кострома является крупным центром текстильной промышленности – особенно широко представлено производство льна. Этот материал всегда был очень популярен и любим на Руси, его еще называют «северным шелком». Льняная ткань считается самой старинной: науке известны находки изо льна возрастом около 10 тысяч лет! Оказывается, в XIX веке более трети производимого в России льна приходилось именно на текстильную промышленность Костромской губернии. Удивительно, но с льняной промышленностью города неразрывно связана и судьба такой всемирно известной достопримечательности, как Третьяковская галерея. Существенную долю своих средств ее основатель, меценат Павел Третьяков заработал именно благодаря Костромской льняной мануфактуре. В городе открыт очень интересный Музей льна и бересты, но туда мы не попали из-за нехватки времени. У нас были запланированы два мастер-класса в сказочном музее «Лес-Чудодей» – по плетению из ивового прута и из бересты. Наташа, будучи человеком очень любознательным и пытливым, приняла в них участие с огромным удовольствием. Особенно ей понравилось плести берестяной браслетик! Очень здорово, что нам представилась такая замечательная возможность – приобщить нашего ребенка к столь древнему народному искусству.
Известно, что плетением из растительного материала – лозы – люди начали заниматься даже раньше, чем гончарным ремеслом, обработкой металла или дерева. История этого ремесла уходит корнями в эпоху неолита (каменный век). По версии некоторых исследователей, лозоплетение является прародителем ткачества. Что касается бересты, она традиционно, еще с самых давних времен являлась очень популярным материалом, который применялся в строительстве, при изготовлении домашней утвари и художественных поделок. Это искусство получает свое новое воплощение и в наши дни – например, иркутский художник Евгений Ушаков разработал авторскую технику пластинчатой мозаики из бересты, в которой создавал картины и станковые панно.
Отдельно хочется рассказать о музее «Лес-Чудодей», который подарил много ярких впечатлений нашей Наташе. Это частный интерактивный музей, который был открыт в 2013 году на берегу реки Кострома в живописном здании, очень напоминающем сказочный терем. Экспозиция музея в красочной и занимательной форме рассказывает о различных обитателях лесной чащи, среди которых можно встретить зверей, птиц и даже мифических героев (например, Бабу Ягу или Повелителя Пней). Все они имеют очень выразительную внешность, весьма четко передающую характер и индивидуальность каждого героя, а также особенности его настроения и эмоций.
Здесь представлены авторские работы мастеров по художественной ковке, резьбе по дереву, плетению из ивового прута, а также по работе с другими природными материалами. Мне очень нравятся музеи, которые проводят мастер-классы и образовательные программы для детей, – такая экскурсия обязательно останется в памяти ребенка навсегда. «Лес-Чудодей» не стал исключением: мы остались очень довольны обоими мастер-классами, а Наташа получила возможность приобщиться на практике к новому для себя народному промыслу.
Кострома – это еще и признанная ювелирная столица России! До нашей поездки я не знала о том, что Костромская область – единственный регион в нашей стране, где ежегодно каждое последнее воскресенье июня отмечается День ювелира. Почти у каждого коренного костромича есть в роду мастера, посвятившие свою жизнь ювелирному делу. Кроме того, в 30 километрах от города расположено село Красное-на-Волге, в котором изготавливается треть золотых и четверть серебряных украшений, производимых по всей стране. Еще со времен самого раннего средневековья, с IX века здесь начали появляться первые ювелирные мастерские, и в дальнейшем эта отрасль получила в регионе очень динамичное и успешное развитие. Возможно, этому способствовало многообразие экономических и торговых связей Костромы, а также – что не менее важно – художественная одаренность и самобытный талант местных мастеров.
Удивительно, сколько всего прекрасного, эстетичного и вдохновляющего можно встретить в одном городе!..
В Костроме нужно быть очень внимательным: здесь повсюду, в каждой детали, за каждым поворотом может оказаться что-то чудесное и уникальное. Главное – вовремя успеть разглядеть это самое чудо, а еще лучше – успеть сфотографировать или снять на видео. Мы успели – и наш семейный фотоархив снова обогатился очень красочными материалами. Для нас этот город стал единственным местом на Земле, сумевшим уже в осенние дни подарить нам новогоднее настроение.
Зажигательная и очень веселая экскурсия в Тереме Снегурочки, которая стала сказкой наяву для нашей дочки. Блестящая водная гладь реки Волги в солнечное морозное утро. Уютнейший вид из окна номера в отеле, особенно, когда начинало вечереть и Кострома зажигала свои огни. Необычные блюда старорусской кухни, о которых мы ранее ничего не знали. Колокольный звон (мы жили рядом с церковью Воскресения на Дебре). Многоцветный и многоликий мир народного искусства… – вот, пожалуй, некоторые из множества прекрасных впечатлений, которые остались с нами после нашей поездки. Я от души желаю каждому испытать это удивительное счастье новых открытий, которое возможно только в путешествиях. Это именно то, что наполняет жизнь творчеством, искренней радостью и совершенно особенным смыслом.
При написании статьи использовались следующие веб-ресурсы:
Википедия
музейсыра.com
kostromaweb.ru
лес-чудодей.рф