Найти тему
zautra.by

«Как только Беларусь проявляет самостоятельность, в нашей колбасе сразу же «находят» бактерии»

СЕРГЕЙ ВАСИЛЕВСКИЙ, ЗАВТРА ТВОЕЙ СТРАНЫ

Успеют ли власти за год решить проблемы на границе с Россией?

На совещании по либерализации визового режима Александр Лукашенко поставил задачу в течение 2018 года урегулировать разногласия с российской стороной в пограничной сфере.

— С февраля 2016 года белорусско-российская граница приобрела негласный статус, как ее часто называют в интернете и везде, «самой странной границы в Европе», — подчеркнул глава государства.

С этого времени российская сторона без официального уведомления начала осуществлять полноценный паспортный контроль в отношении всех лиц, следующих на автомобильном транспорте, а затем — на авиа- и железнодорожном.

Александр Лукашенко обратил внимание, что правительству, МИД и другим заинтересованным ведомствам необходимо решать этот вопрос, не спихивая на главу государства.

Мельянцов: Москву задевает нормализация отношений Минска с Западом

— Как и в других сферах белорусско-российских отношений, здесь присутствует и политическая составляющая, и множество технических моментов. И как мы уже видели по истории взаимоотношений — и в плане границы, и в военной или экономической сфере — любой вопрос может быть политизирован, если взаимопонимание не достигнуто на самом высоком уровне, — подчеркивает старший аналитик BISS Денис Мельянцов.

Денис Мельянцов
Денис Мельянцов

Эксперт напоминает, что в Москве не любят излишней самостоятельности Минска.

— Как только Беларусь пытается идти не в ногу с Россией, да еще и демонстрировать наличие собственных национальных интересов и отличающейся от российской внешней политики, тут же возникают вопросы с бактериями в нашей колбасе и проблемы с молоком, — иронизирует Денис Мельянцов.

Что касается вопроса границы, говорит собеседник Завтра твоей страны, Москва действительно испытывает обиду от того, что на фоне ухудшения ее собственных отношений с Западом Беларусь добивается противоположного, восстанавливая контакты с Европой и США.

— Безусловно, Россия хотела бы видеть Беларусь в фарватере своей внешней политики, — считает Денис Мельянцов.

Будут ли решены проблемы на границе в установленный главой государства срок? По мнению эксперта, при наличии политической воли обеих сторон в целом разрешение проблемы возможно, но вряд ли это удастся сделать так скоро.

Сторонам нужно унифицировать базу данных и так называемые черные списки граждан, которым запрещен либо ограничен въезд, решить вопрос признания виз.

— Технически это можно решить, но это все же достаточно кропотливый процесс, — считает политолог, напоминая о том, что и Шенгенское соглашение не так уж просто и гладко подписывалось, несмотря на политическую волю стран-участниц.

Кроме того, считает Денис Мельянцов, собственная позиция Минска в отношении событий в Украине добавляет напряженности в отношениях с Москвой, в том числе и в вопросах виз и границы.

По прогнозам эксперта, разногласия с российской стороной в пограничной сфере, придется решать не один год.

Елисеев: Решить проблему за год вполне реально

Сооснователь варшавского аналитического центра EAST Андрей Елисеев напоминает, что Беларусь и Россия рассчитывали подписать соглашение о взаимном признании виз еще до конца 2017 года. Но этого пока не произошло.

И тем не менее, эксперт считает, что решить часть проблем вполне реально:

— Достигнуть соглашения о взаимном признании виз не так уж и сложно. Тем более что это анонсировалось еще в прошлом году.

Андрей Елисеев
Андрей Елисеев

Однако одно дело — урегулировать данный вопрос, и совсем другое — проводить совместную миграционную и визовую политику.

— Вот это уже сложно, — отмечает Андрей Елисеев. — Ведь достижение общей миграционной политики, как, например, в Шенгене, является непростой задачей.

Беларуси и России прежстоит согласовать список стран, гражданам которых разрешен или запрещен въезд на территорию обоих государств. Нужны абсолютно идентичные списки, а сейчас они во многом различаются. Также необходимо унифицировать визовый режим со всеми странами мира.

Впрочем, пока что, по мнению аналитика, Минск и Москва к этому и не стремятся.