Как-то на одном из семинаров я узнал о простом тесте, который позволяет выявить структуру ценностей подростка. Тест очень простой. Вначале предлагается написать четыре слова, которые обозначали бы самые важные для подростка жизненные ценности, затем из этих четырех следовало оставить только два самых важных. А затем выбрать из двух одно - самое важное и главное. Удивительно, но оказалось, что понятие «здоровье» как ценность для подростков 12-16 лет в структуре значимостей почти не встречается . На первых местах отмечались «друзья», «семья», «материальный достаток» , «школа (успехи в учебе)», «карьера», «деньги», «привлекательность», «отношения» и почти никогда «здоровье». Вы можете сами это легко проверить. В ходе дальнейшего обсуждения, когда мы искали взаимосвязь между ценностями и выстраивали иерархию по степени их значимости, то подростки опять не включали «здоровье» в систему значимостей, несмотря даже на то, что эта ценность им «подсказывалась». Результаты, полученные у подростков, коренным образом отличаются от результатов, полученных в группах взрослых, где 1-2-е место в структуре ценностей всегда занимает «здоровье». Потому что взрослые хорошо понимают, здоровье – это возможности. Возможности жить не болея, работать, хорошо отдыхать, чего-то добиваться в жизни, реализовывать себя творчески, да и просто получать от жизни удовольствие.
Дальнейшее обсуждение также выявило упрощенное понимание и трактовку подростками понятия «здоровье». Зачастую ответы выглядели следующим образом: «отсутствие болезни», «сильные мышцы» и т.д. Пародокс, на школьные годы приходится период формирования потенциала физического здоровья и в этот же время отсутствует мотивация к этому? У зрелых людей все наоборот: есть понимание и мотивация, но, увы, законы физиологии уже не позволяют этого сделать. Жизнь удивительна, не так ли? Исходя из этого, становится очевидным, почему у подростков отсутствует стремление формировать свой потенциал физического здоровья. Здесь мы не говорим про занятия спортом, здесь мотивация у подростка может быть, мы имеем ввиду именно потенциал физического здоровья. Из психологии мы знаем, что если у человека в структуре актуальных значимостей отсутствует пункт «А», то человек и не будет двигаться в жизни в этом направлении, и события «А» в его жизни, скорее всего не будут происходить. Поэтому ждать, что у современных детей и подростков сам по себе сформируется потенциал физического здоровья – значит впадать в иллюзию и самообман, теряя драгоценное время. Увы, мои профессиональные наблюдения в течении ряда лет за многими растущими детьми подтверждают это на практике. Как только родители самоустраняются в этом вопросе или перекладывают ответственность на школу, все показатели потенциала здоровья идут вниз.
Исходя из этого, окружение ребенка, прежде всего, родители, в этой ситуации должны взять на себя ответственность и сделать все возможное, чтобы при отсутствии мотивации со стороны ребенка, тем не менее сформировать потенциал его здоровья. Родители - они как капитаны. Они должны видеть всю картину в целом, понимать особенности возраста своего ребенка и вести его в нужном направлении много лет. И в этом тоже, видимо, состоит искусство родителей (см. поведение родителей). Избитая истина: важно понимать мотивации поступков своих детей, с тем, чтобы помогать им. Даже в ситуации, когда дети сами себя не понимают. Да, да, не удивляйтесь, такое бывает, особенно у подростков. Строй личности в этом возрасте еще далек от совершенства, иногда мысли и чувства входят в диссонанс, и справиться с собой подростку бывает не просто. Подчас зрелость, разумность, жизненный опыт даже взрослому не очень-то помогает, а что говорить про подростков. Отсюда и противоречивые и не понятные взрослым поступки.
Подчас родителям даже близко в голову не придет то, что в действительности волнует или беспокоит собственное чадо. Вот пример такой ситуации. В школе будет дискотека, и одна девочка-подросток три дня почти ничего не ест-не пьет для того, чтобы одеть утягивающую маечку. Ей кажется, что у нее "лишний" вес, а выглядеть красиво так хочется. Кто бы ей вовремя объяснил, что таким поведением она может надолго расстроить работу желудка и всю систему пищеварения. Это может привести к нарушению обмена веществ, болезням, и, не исключено, к ожирению.
А вот другой пример, где мама замечательно справилась с ситуацией. Класс собирался на экскурсию на целый день. Дочка с утра вертится перед зеркалом, одевается весьма легко: мини-юбка с туфельками, а за окном холодный ветер, того и гляди снежинки полетят. Мамины замечания игнорирует, ведь там будет ОН, и нужно выглядеть на все 100!. Но тут мама заметила: знаешь, у тебя от холода посинеют руки и нос, побегут сопли, ты будешь дрожжать и разговаривать толком не сможешь, и часто будешь бегать в туалет. Он даже на тебя не посмотрит. Этого оказалось достаточно, чтобы девочка оделась как следует.
Необходимо помнить еще о некоторых особенностях детского и подросткового возраста, чтобы ясно понимать почему родители должны помогать своим детям формировать потенциал здоровья. Даже несмотря на их порой активное сопротивление этому. Дело в том, что в силу возраста у них еще слабо развиты такие качества как дисциплина, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности, а также умение организовать свое время.
Формирование потенциала здоровья высокого уровня занимает несколько лет, и самостоятельно ребенок-подросток не сможет целенаправленно продвигаться по этому пути без посторонней помощи.
____________________________________________
Если Вам понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь!
Если хотите видеть наши публикации чаще - ставьте лайк и подписывайтесь!
Дальше будет только интереснее!