Найти тему
starcom68

Борьба за Мазунское зимой

Как-то перед Рождеством я ничего лучше не придумал как отправится в лес за грибами...
Если быть точным, то с утра мы с соседом собирались поехать на делянку за бывшей деревней Мазунское. Он на тракторе Беларусе с ножом на корме, а я на Ниве. Не пробьюсь, так хоть поучаствую. Но утром у меня не вышло с домашними делами и поехал я за ним в догонку только после обеда. После холодов столбик термометра поднялся до -5 градусов и снег готовился приобрести неприятное свойство осклизлости. Навалило его за праздники прилично и он продолжал идти. По этой погоде выбор старых городских покрышек Я-457, которые я донашиваю этой зимой, был не самым лучшим вариантом. В надежде что лопата исправит положение я бросил в багажник, купленную за 200 р. на Гаче пластиковую снеговую. Предстояло преодолеть около 15 километров, из которых примерно половина представляла собой жестский снежный офроуд.
Вот такие были стартовые условия. Дальше будет много фотографий Нивы и меня в снежном плену.

За Кузнечихой дорога к ближайшим нефтяным скважинам была хоть и толком не чищена, но машина на разных вариантах пониженной с ней справлялась без труда, резво двигаясь на встречу приключениям. После своротка на Мазунское ситуация изменилась в худшую сторону. Колея, протоптанная утром "Беларусем" по целине была практически полностью занесена и местами угадывалась еле-еле. Пришлось включить блокировку и начать борьбу со снежными заносами. Тем не менее машина без остановок прошла около трех с половиной километров. Небольшие сугробы легкого снега срезались подвеской и бампером.

-2

Интересное началось с подъема из оврага перед Мазунским. И хотя снега не было столько, чтобы машина легла на брюхо, одолеть подъем с первого раза не получилась. Он и летом то страшный - крутой, глинистый склон с боковыми уклонами и огромными в пол машины промоинами вместо кюветов, а тут явно не хватало сцепных свойств покрышек, а при движении в натяг не хватало мощности тащить изрядно проседавшую в утрамбованном "Беларусем" следе машину. Пришлось маленько поерзать взад-вперед с ужасом думая о боковых промоинах напрочь скрытых под снегом.

-3

С третьей или четвертой попытки я все же забрался на "боевой гребень", но дальше продвинуться никак не удавалось. Задние колеса стаскивало по небольшому уклону в бок и они начинали нарезать свою колею создавая дополнительное сопротивление. Затем кузов и колеса машины притирался к боковой снежной кромке и она вообще отказывалась ехать без окопки

-4
 Пришлось доставать лопату
Пришлось доставать лопату
Машина цеплялась за снег в основном рычагами передней подвески и боками. Проваливаясь в колею трактора сантиметров на пятндцать она не могла прорезать снег дальше или выехать из канавки и начинала буксовать. Снег под колесами мгновенно превращался в лед. Мне пришлось обкапывать машину с боков и прокапывать дорогу перед колесами, чтобы они не упирались в созданный ими же скользкий буртик.
Машина цеплялась за снег в основном рычагами передней подвески и боками. Проваливаясь в колею трактора сантиметров на пятндцать она не могла прорезать снег дальше или выехать из канавки и начинала буксовать. Снег под колесами мгновенно превращался в лед. Мне пришлось обкапывать машину с боков и прокапывать дорогу перед колесами, чтобы они не упирались в созданный ими же скользкий буртик.
От такого занятия стало жарко
От такого занятия стало жарко
Еще чуть-чуть вперед
Еще чуть-чуть вперед
Теперь опять покидаем снег. Примерные замеры показали что на ровном месте глубина снежного покрова достигала 40-60 см.
Теперь опять покидаем снег. Примерные замеры показали что на ровном месте глубина снежного покрова достигала 40-60 см.
Здесь видно как я прокапываю дорогу переднему колесу, а заднее колесо съехав в бок нарезает свою колею. ему тоже придется помогать
Здесь видно как я прокапываю дорогу переднему колесу, а заднее колесо съехав в бок нарезает свою колею. ему тоже придется помогать
И еще на три метра вперед
И еще на три метра вперед
На самом-самом конце подъема корма у меня ушла чуть в бок, а интенсивно двигаться в раскачку, помятуя о спрятанных под снегом канавах я боялся. Очень уж не хотелось еще и домкратить машину по пояс в снегу или бежать за трактором до которого еще было 3,5 км. В результате снег покрылся ледяной корочкой с которой не справлялась пластмассовая лопата.
На самом-самом конце подъема корма у меня ушла чуть в бок, а интенсивно двигаться в раскачку, помятуя о спрятанных под снегом канавах я боялся. Очень уж не хотелось еще и домкратить машину по пояс в снегу или бежать за трактором до которого еще было 3,5 км. В результате снег покрылся ледяной корочкой с которой не справлялась пластмассовая лопата.
Пришлось вытащить лопату штыковую, чтобы создать искусственные неровности для лучшего сцепления со снегом. Я не боялся срывать снег в колее глубоко. Для того, чтобы машина легла на брюхо было еще далеко, да и снег из под него легко доставался лопатой.
Пришлось вытащить лопату штыковую, чтобы создать искусственные неровности для лучшего сцепления со снегом. Я не боялся срывать снег в колее глубоко. Для того, чтобы машина легла на брюхо было еще далеко, да и снег из под него легко доставался лопатой.
Выехал с подъема окончательно
Выехал с подъема окончательно
Но дальше дело пошло хуже. На дорогу намело много снега и несмотря на отсутствие подъемов мне все чаще и чаще приходилось браться за лопату. Проехав еще с километр, я по следам от трактора понял что и ему тут досталось и пришлось буксовать. Как потом мне сказал Леня, дальше бы я точно не проехал - у него передние колеса полностью под снегом шли когда он пробивался к делянке. А дорогу он естественно не чистил, рассчитывая только на себя. Расчистив небольшую площадку для разворота я двинулся в обратный путь, не дойдя до цели каких-то пару километров. Смеркалось...
Но дальше дело пошло хуже. На дорогу намело много снега и несмотря на отсутствие подъемов мне все чаще и чаще приходилось браться за лопату. Проехав еще с километр, я по следам от трактора понял что и ему тут досталось и пришлось буксовать. Как потом мне сказал Леня, дальше бы я точно не проехал - у него передние колеса полностью под снегом шли когда он пробивался к делянке. А дорогу он естественно не чистил, рассчитывая только на себя. Расчистив небольшую площадку для разворота я двинулся в обратный путь, не дойдя до цели каких-то пару километров. Смеркалось...
Но тут началось самое интересное. По своей колее машина не хотела идти обратно, буксуя и зарываясь в снег. И движение "в натяг" и пресловутая "вторая пониженная", не давали своего эффекта. Виной всему некстати проехавший когда-то по дороге снегоход, который утрамбовал еще до морозов центральную часть колеи и машина, просевшая на обратном пути чуть больше упиралась в нее передней балкой. Так или иначе я добрался до оврага и вновь встрял уже в конце подъема из него
Но тут началось самое интересное. По своей колее машина не хотела идти обратно, буксуя и зарываясь в снег. И движение "в натяг" и пресловутая "вторая пониженная", не давали своего эффекта. Виной всему некстати проехавший когда-то по дороге снегоход, который утрамбовал еще до морозов центральную часть колеи и машина, просевшая на обратном пути чуть больше упиралась в нее передней балкой. Так или иначе я добрался до оврага и вновь встрял уже в конце подъема из него
Ситуация дороги вперед повторилась. Сочетания мылкости снега, уклона и протектора не давали машине бодро преодолеть уклоны. Ее тащило в бок и прижимало к снегу бортом, да так, что даже дверки иногда открывались с трудом
Ситуация дороги вперед повторилась. Сочетания мылкости снега, уклона и протектора не давали машине бодро преодолеть уклоны. Ее тащило в бок и прижимало к снегу бортом, да так, что даже дверки иногда открывались с трудом
-18
Пришлось поработать лопатой, местами даже до земли. Вообще себя в таких ситуациях надо не жалеть - чем больше копаешь - тем легче машине и тем дальше потом ты едешь, а не копаешь вновь. Тут мне стало совсем жарко и я разделся до рубахи, иногда подумывая снять и ее
Пришлось поработать лопатой, местами даже до земли. Вообще себя в таких ситуациях надо не жалеть - чем больше копаешь - тем легче машине и тем дальше потом ты едешь, а не копаешь вновь. Тут мне стало совсем жарко и я разделся до рубахи, иногда подумывая снять и ее
Елки надо мной смеялись
Елки надо мной смеялись
И еще одна попытка
И еще одна попытка
Видно как сносит заднюю частсь машины, чтобы прижать ее к снегу на обочине
Видно как сносит заднюю частсь машины, чтобы прижать ее к снегу на обочине
Притерся
Притерся
-24
Ерзаю взад и вперед. Здесь я не боюсь свалиться в канаву под снегом - рельеф знаю хорошо с лета, но за сугробом приличная яма все-таки присутствует
Ерзаю взад и вперед. Здесь я не боюсь свалиться в канаву под снегом - рельеф знаю хорошо с лета, но за сугробом приличная яма все-таки присутствует
-26
Еще чуть-чуть убрать лишний снег и я медленно вырываюсь на свободу
Еще чуть-чуть убрать лишний снег и я медленно вырываюсь на свободу
Дальше иду на второй пониженной. Немного буксанул у брошенного с осени трелевочного трактора, но и то по причине того, что побоялся ободрать бочину об него.
Дальше иду на второй пониженной. Немного буксанул у брошенного с осени трелевочного трактора, но и то по причине того, что побоялся ободрать бочину об него.
Последнее препятствие при выезде на дорогу к скважинам - УАЗ охотников. Они сунулись было за мной, но почему-то передумали, развернулись и бросили машину на дороге под охраной собаки. Пришлось посигнались - обкапывать и объезжать УАЗик мне не хотелось.
Последнее препятствие при выезде на дорогу к скважинам - УАЗ охотников. Они сунулись было за мной, но почему-то передумали, развернулись и бросили машину на дороге под охраной собаки. Пришлось посигнались - обкапывать и объезжать УАЗик мне не хотелось.

Пока заезжали в магазин в Кузнечихе, нас догнал Леня на тракторе, всю дорогу ломая голову, какой дурак ему лопатой полдороги расчистил от снега ;-)
В целом поездка доставила массу удовольствий, и хотя мы не достигли намеченной цели, но в этом году я проехал дальше чем
в марте 2012-го.

А вот так выглядела борьба за Мазунское в сентябре 2016 года - 9 часов возни в грязи и воде.

Фотографии мои и Снежаны Карпович

Оригинал репортажа в моем блоге starcom68

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзене.

Кнопочка на покупку нового кардана

#Нива #Осинское Прикамье