Чтобы с этим разобраться, нужно понять, как работает наш мозг.
Сделаем простое упражнение на координацию: вращаем ногой против часов стрелки, гладим по животу по часовой и при этом стучим по голове. Попробуйте. Не получается? Но у кого-то же получается. Почему?
У человека есть разные виды памяти — бессознательная (имплицитная) и процедурная (эксплицитная). Первая - это действия, доведенные до автоматизма и записанные “на жёстком диске” нашего мозга, это процессы, не требующие обдумывания, их можно просто “запустить”. Иногда это называют памятью тела. Вторая — процедурная память — отвечает за концентрацию и следит за действием, которое мы производим здесь и сейчас. Мы не можем контролировать - сознательно - два действия одновременно. Один из самых доходчивых примеров — эксперимент на внимание. Проверьте себя, в этом видео нужно подсчитать все броски, которые сделала команда в белом: https://youtu.be/vJG698U2Mvo Ну как, посчитали?
Что касается упражнения, о котором говорится в начале, сделать его можно только так: “запустить” два движения на автомате, а одно отслеживать.
Принципы координации движений во всех сферах человеческой жизни устроены одинаково. При вождении автомобиля нужно координировать свои движения так, чтобы не заглох двигатель. При этом дальнобойщик со стажем, разумеется, не задумывается о таких манипуляциях, а делает все на автомате. Так же происходит и у музыкантов.
Разберём заданный вопрос на примере фортепиано. Чтобы играть одновременно несколькими конечностями и смотреть при этом в ноты, надо научиться читать с листа и отработать варианты всех соотношений движений.
Научиться играть простейшую мелодию одной рукой не так трудно, нужно только добиться хорошего звука и точного попадания во времени.
Задействовать несколько конечностей или пальцев будет сложнее. И здесь есть два типа координации.
Линейная - когда движения делаются по очереди каждой конечностью или пальцем. Отрабатывать её можно играя гаммы (последовательный ряд звуков). Но больше внимания придется уделить перекрестной координации - когда движения делаются одновременно, например, при нажатии двух клавиш разными пальцами. Тогда, играя полифоническую музыку, вам не нужно следить за каждой рукой по отдельности — запоминайте последовательность движений для звучания, которого нужно добиться. Например, для такого-то звука задействуются одновременно три пальца на левой, два на правой и педаль. Да, чтобы выучить все варианты сочетаний, потребуется много практики. Но, только пройдя через это, вы сможете смотреть в ноты и играть сразу то, что там написано, не задумываясь, как именно должны двигаться ваши руки и ноги.