ЗРР — патология, причины которой зачастую так и остаются невыясненными. Чаще ЗРР определяется уже до 4 лет, представляет собой существенное отставание для данного возраста от речевой нормы.
существуют причины задержки речевого развития, определяемые различными отклонениями. Это могут быть:
- патологии внутриутробного развития;
- родовые травмы;
- повышенное внутричерепное давление
- генетической предрасположенность;
- психические расстройства;
- снижение слуха;
- заболевания головного мозга;
- физические травмы;
- недоразвитость мускулов рта и лица.
Если причины задержки речевого развития - не выявлены, это затрудняет курс лечения, так как провоцирующий фактор при этом продолжает работать. Поэтому если у вашего ребенка ЗРР , необходимо пройти комплексное обследование, для того чтобы врачи могли поставить точный диагноз. Но как это выявить на ранних этапах?
Чтобы определить симптомы и признаки ЗРР, для этого предлагаю ознакомиться с возрастными нормативами развития речи:
- 4 месяца: активная реакция на обращение взрослых — улыбка, плач, агукание;
- 9–12 месяцев: попытки выговорить простые буквенные сочетания (на-на-на, ба-ба-ба и др.);
- 12–18 месяцев: реакция на имена родных и слова, которые обозначают окружающие предметы;
- 1,5–2 года: самостоятельное составление простых словосочетаний и предложений (подлежащее + сказуемое), выполнение простых просьб («дай мячик», «принеси мишку» и др.);
- 3–4 года: самостоятельное построение мини-предложений, чёткое, без дефектов произношение слов.
Если у вашего ребенка отклонения от указанных возрастных норм, это верный признак ЗРР, с которым нужно обязательно обратиться к специалисту — психологу, неврологу, логопеду. Они точно смогут определить, стоит ли вам беспокоиться, и дадут профессиональные советы по лечению и профилактике заболевания.
Коррекция нарушения.
Какого-то точного и общепринятого лечения задержки речевого развития не существует. Вашему малышу могут назначить консервативное лечение с целью нормализовать работу головного мозга и восстановить периферическую нервную систему. Это делают для восстановления нормальных функций ребенка. Здесь могут использоваться такие препараты, как Энцефабол и Пантогам, фармакологические свойства которых направлены на микроциркуляцию клеток и активную работу головного мозга. Так же специалист может назначить физиотерапевтические методы лечения – магнитотерапию, электростимуляцию, массаж. Не надо забывать, что не малую роль играют действия родителей в период лечения. Ваша задача, как родителя, создать для малыша спокойную атмосферу в семье – это способствует нормализации психологического состояния ребенка. Рекомендую родителям проводить побольше времени со своими детьми, заниматься и играть с малышом в игры, направленные на развитие мелкой и крупной моторики. Если ребенок не говорит, то пополняйте пассивный речевой запас. Развивайте внимание и логическое мышление.
Вам в помощь, мои группы в ВК и ОК
https://vk.com/logopedekaterinburg
https://ok.ru/logoped.ekaterinburg
На страницах группы представлены: конспекты индивидуальных занятий, советы по постановке звуков, артикуляционная гимнастика, задания по грамоте, упражнения по развитию дыхания.