В детстве у меня был вот такой конструктор. Варианты для сборки, предлагавшиеся в инструкции, быстро наскучили и в дело пошла фантазия. Лёгким движением руки самолёт превращался то в моноплан, то в биплан, то вообще в некое подобие автожира. А недавно, листая старые подшивки журналов "Техника молодёжи" за 1930ые годы, наткнулся на небольшую заметочку о разборном учебном самолёте.
Не знаю - вдохновлялись ли создатели моего конструктора самолётом Бендуковича или нет, но общая концепция выглядит достаточно похожей. Но, обо всём по порядку.
В 1931 году в Ленинграде создаётся Научно-исследовательский аэроинститут. В институте были разные секции, в том числе - секция самолётостроения. Именно в ней начал работать молодой инженер Анатолий Георгиевич Бедункович, который уже к 1934 году получил под своё управление бригаду инженеров и стал заниматься разработкой собственных конструкций самолётов. В стране был настоящий авиационный бум - советские лётчики бьют рекорды, спасают челюскинцев, покоряют северные широты. Среди молодёжи наблюдался рост популярности профессии лётчика и множество юношей и девушек вступали в аэроклубы и лётные школы - создавался фундамент для военной авиации. Именно для аэроклубов и лётных школ и разработал свой уникальный самолёт Анатолий Бедункович.
По задумке инженера конструкция самолёта ЛК-4 позволяла получить три типа самолёта в четырёх его вариантах путём несложной трансформации положения одних и тех же крыльев. Это позволило бы оптимально использовать его в процессе обучения, постепенно увеличивая сложность пилотирования.
Самолёт в варианте ЛК-4-1 был прост в пилотировании, не входил в штопор и обладал хорошими взлётно-посадочными качествами.
От первого варианта версия ЛК-4-II отличась сдвинутыми назад верхними крыльями и сдвинутыми вперёд нижними. Самолёт легко входил в штопор, выходил из него и делал все фигуры высшего пилотажа, за исключением иммельмана.
Вариант ЛК-4-III получался после снятия нижних крыльев. В результате увеличивалась скорость полёта и это приводило к тому, что самолёт был более строгим в управлении.
И последний вариант - ЛК-4-IV. Для его сборки верхнее крыло ставилось на место нижнего, подкосы - сверху. Пилотирование еще больше усложнялось.
Самолёт успешно прошёл испытания в Научно-исследовательском аэроинституте и бы рекомендован к запуску в серию. Но, как это нередко бывает, не всегда новаторские идеи получают широкое распространение. В серию ЛК-4 так и не пошёл, оставшись построенным в единственном экземпляре. А жаль - на тот момент это была передовая конструкция не только в СССР, но и во всём мире.
Спасибо за внимание!
Понравилась статья? Любите авиацию? Тогда подписывайтесь на канал Основной аэродром и будете самыми первыми получать интересные статьи из мира авиационной истории в своей ленте Дзен 🛫