14,6K подписчиков

Как в СССР создали уникальный самолёт для обучения начинающих лётчиков

5,9K прочитали

Конструктор авиационный. СССР, 1980ые гг.
Конструктор авиационный. СССР, 1980ые гг.

В детстве у меня был вот такой конструктор. Варианты для сборки, предлагавшиеся в инструкции, быстро наскучили и в дело пошла фантазия. Лёгким движением руки самолёт превращался то в моноплан, то в биплан, то вообще в некое подобие автожира. А недавно, листая старые подшивки журналов "Техника молодёжи" за 1930ые годы, наткнулся на небольшую заметочку о разборном учебном самолёте.

Вырезка из журнала "Техника молодёжи", №11 за 1934 год
Вырезка из журнала "Техника молодёжи", №11 за 1934 год

Не знаю - вдохновлялись ли создатели моего конструктора самолётом Бендуковича или нет, но общая концепция выглядит достаточно похожей. Но, обо всём по порядку.

В 1931 году в Ленинграде создаётся Научно-исследовательский аэроинститут. В институте были разные секции, в том числе - секция самолётостроения. Именно в ней начал работать молодой инженер Анатолий Георгиевич Бедункович, который уже к 1934 году получил под своё управление бригаду инженеров и стал заниматься разработкой собственных конструкций самолётов. В стране был настоящий авиационный бум - советские лётчики бьют рекорды, спасают челюскинцев, покоряют северные широты. Среди молодёжи наблюдался рост популярности профессии лётчика и множество юношей и девушек вступали в аэроклубы и лётные школы - создавался фундамент для военной авиации. Именно для аэроклубов и лётных школ и разработал свой уникальный самолёт Анатолий Бедункович.

ЛК-4 (НИАИ-4) в полёте. Ленинград, 1934 год
ЛК-4 (НИАИ-4) в полёте. Ленинград, 1934 год

По задумке инженера конструкция самолёта ЛК-4 позволяла получить три типа самолёта в четырёх его вариантах путём несложной трансформации положения одних и тех же крыльев. Это позволило бы оптимально использовать его в процессе обучения, постепенно увеличивая сложность пилотирования.

ЛК-4-1 — полутораплан с большим выносом верхнего крыла и предкрылками
ЛК-4-1 — полутораплан с большим выносом верхнего крыла и предкрылками

Самолёт в варианте ЛК-4-1 был прост в пилотировании, не входил в штопор и обладал хорошими взлётно-посадочными качествами.

ЛК-4-II — полутораплан без выноса верхнего крыла и без предкрылков
ЛК-4-II — полутораплан без выноса верхнего крыла и без предкрылков

От первого варианта версия ЛК-4-II отличась сдвинутыми назад верхними крыльями и сдвинутыми вперёд нижними. Самолёт легко входил в штопор, выходил из него и делал все фигуры высшего пилотажа, за исключением иммельмана.

ЛК-4-III — парасоль
ЛК-4-III — парасоль

Вариант ЛК-4-III получался после снятия нижних крыльев. В результате увеличивалась скорость полёта и это приводило к тому, что самолёт был более строгим в управлении.

ЛK-4-IV — низкоплан
ЛK-4-IV — низкоплан

И последний вариант - ЛК-4-IV. Для его сборки верхнее крыло ставилось на место нижнего, подкосы - сверху. Пилотирование еще больше усложнялось.

Самолёт успешно прошёл испытания в Научно-исследовательском аэроинституте и бы рекомендован к запуску в серию. Но, как это нередко бывает, не всегда новаторские идеи получают широкое распространение. В серию ЛК-4 так и не пошёл, оставшись построенным в единственном экземпляре. А жаль - на тот момент это была передовая конструкция не только в СССР, но и во всём мире.

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Любите авиацию? Тогда подписывайтесь на канал Основной аэродром и будете самыми первыми получать интересные статьи из мира авиационной истории в своей ленте Дзен 🛫