Храм Будды в Москве

150 прочитали

Связь Индии и России видна и в постоянном влиянии друг на друга этих культур. В 19 веке в Индии ходили слухи, что от бремени британского колониализма спасет большая северная страна Россия, а современные ученые отмечают, что в Новое время на юге Российской империи существовала даже своеобразная община торговцев из Индии. Россия тоже проявляла интерес к Индии: тут, в Гималаях, рисовал свои пейзажи Николай Рерих, а в советское время руководители страны произнесли в Мумбаи крылатую фразу: "Хинди руси бохай-бохай" ("Индийцы и русские - братья").

Связь Индии и России видна и в постоянном влиянии друг на друга этих культур.

Но отдельно необходимо сказать о тех точках пересечениях культур, которые были общими для российского и индийского обществ. В частности, можно сказать о буддизме - в Сибири и на юге Русской равнины есть народности, которые уже давно являются буддистами. Последователи этого учения объявляли перерождениями божеств некоторых правителей и великих войнов. Так, Екатерина Вторая объявлялась аватарой (то есть перерождением) Белой Тары, а кровавый барон Унгерн - перерождением Махакалы (буддийского бога войны).

Среди влияний буддизма на русскую культуру стоит назвать и присутствие в списке православных святых - некого царевича Иосафата индийского, чья легенда о подвижничестве пересекается с историей будды Шакьямуни. К тому же имя героя созвучно слову "боттхисатва" (одно из ключевых понятий северного буддизма, которым называли идеал сострадания ко всем живым существам). Об этом факте упоминает ряд ученых буддологов. Например, один из классиков - Евгений Торчинов в "Введение в буддологию".

Если исторический будду из рода Шакьев родители берегли от знания о том, что в мире существует боль и страдание, то родители-язычники Иосафа берегли сына от христианства.

Обе легенды гласят о том, как герои "прозрели" и покинули отчий дом, избавившись от иллюзий. В итоге, один - стал родоначальником буддизма, а другой - еще одним святым православной церкви.

В Измайловском парке, в Москве, когда-то находилась единственная в России церковь в честь царевича Иосафата. Сегодня, прогуливаясь по острову, вы не найдете ни намека на руины храма, однако в путеводителях по располагающемуся рядом храмовому комплексу можно увидеть где именно располагалась постройка.