Вечером в четверг, когда русские рижане митинговали за спасение родных школ, акция в их поддержку состоялась и в Санкт–Петербурге. Всего в ней приняли участие около сорока представителей левопатриотических движений («Другая Россия» при участии АКМ и «Левого фронта»), которые сочли долгом своей совести посодействовать зарубежным соотечественникам.
Латвийское консульство в Санкт–Петербурге располагается на Васильевском острове, на 10–й линии. Именно под его стенами и собрались россияне, протестовавшие против решения властей Латвии упразднить школы нацменьшинств. Участники пикета говорили о том, что школьная реформа — это, по сути, принудительная ассимиляция русских в Латвии, уничтожение их национальной идентичности. Вспомнили о преследовании советских ветеранов и марши ветеранов Ваффен СС в Риге. Говорили также о латвийских добровольцах, воюющих в Донбассе. В частности, о нацболе Бенесе Айо по прозвищу Черный Ленин. Один из плакатов содержал такой лозунг: «Притесняешь русскую нацию? Получишь Бенеса в оккупационную администрацию». Участники мероприятия обнаружили неплохие знания имен латвийских политиков.
«В Латвии есть три наиболее одиозных персонажа. Это министр образования и науки Карлис Шадурскис, депутат сейма Эдвин Шноре, сравнивший русских людей со вшами, и парламентарий–националист Янис Домбрава. Мы придумали про эту троицу лозунг: Янис, Эдвинс и КарлИс — вас в Сибири дождалИсь», — поведал прессе Андрей Милюк, член исполкома партии «Другая Россия».
Газете «СЕГОДНЯ» Милюк сказал следующее: «Пишут, что в советское время была сильно развита идея солидарности: солидарность с Чили, солидарность с Кубой — советским людям было дело до всего, что происходило на планете. Такое здоровое мессианство — вообще есть признак развитой, сильной нации с хорошей, правильной сверхидеей. Другой полюс — это персонажи наподобие депутата Яниса Домбравы, который говорит, что Латвия для латышей, а все русские должны уезжать из Латвии и жить в России. Я вступил в партию в 2005 году и с того времени насмотрелся на подобных ему и у нас, в России. Доходит до того, что приходишь на сход жителей против уплотнительной застройки, а провокаторы начинают говорить: мол, вали к себе во двор, здесь всех все устраивает. Эти ребята, что в России, что в Латвии хотят, чтобы мы сидели спокойно по своим домам, пока они поодиночке будут гнобить нас. Так что мы выходим на подобные акции не только за вас, но и за себя тоже».
Среди участников акции были не только профессиональные политические активисты. Так, коммерсант Андрей Кузин отметил: «Помните автобусы рафики, одновременно самые грустные и самые смешные автобусы? Я помню… Помните такое безбрежное море в Юрмале? Я помню… Одна страна, одни люди с такими похожими заботами, радостями и печалями. Железным плугом разделены теперь эти люди, разделены проволокой и кровью, люди бывшей страны, оставшиеся своими. Я готов поверить в европейские ценности, готов признать, что мир изменился. Но я никогда не поверю и не приму мир, в котором под стягом цвета запекшейся крови с белой полосой происходит геноцид. Для него не нужно концлагерей, овчарок и пулеметов, достаточно просто заставить людей забыть свой язык. И их заставляют, заставляют люди, чтящие ветеранов СС. Заставляют забыть язык, на котором чумазый боец утешал маленькую девочку из Саласпилса, из которой для этих эсесовцев чуть не выкачали всю кровь. Язык, на котором песня свободы лилась над Ригой и в 44–м, и в 17–м. Язык моего народа, народа теперь более бесправного, чем в годы нацистской оккупации. Но все–таки он живет — мой народ. И все–таки он борется. Разве я не должен бороться с ним? Русские школы — это корень моего народа, и мы их защитим! Во что бы то ни стало!».
В свою очередь инженер Игорь Яковлев добавил: «Мне не все равно! Когда запрещают русский язык, это вызывает злость! Я чувствую родство с теми русскими, которые живут в Латвии и стремятся сохранить национальную идентичность. Меня злит деление людей на полноценных и неполноценных, когда существование граждан и неграждан — это норма, когда отказывают людям моего народа в базовом праве — сохранить свой язык. «И легко наполняются яростью наши сердца» — строка известной песни о Донбассе. Правильно наполняются!
Слишком долго русские сердца были наполнены только робостью и равнодушием. Хоть у кого–то должно хватить достоинства возмутиться. И недаром на пикете выступил Герман Владимиров, директор музея воинской доблести Донбасса. Латвия полным ходом готовит для себя свой Донбасс. Сегодняшний пикет — акт возмущения. Он лишь крупица, эпизод борьбы с латвийским нацизмом. Борьба продолжается. Двигатель этой борьбы — те, кому не все равно. «Те, кому нечего ждать, садятся в седло. Их не догнать, уже не догнать. Ждать давно нечего».
В ходе митинга звучали лозунги: «Русским школам — да, маршам СС — нет», «Латыши, готовьте шпроты — русская идет пехота!», «Вспомним Сталина, ребята, петли лизоблюдам НАТО!», «Жданов–Молотов–аншлюс — будет вам Евросоюз!» и «Наши МиГи сядут в Риге!» Работники консульства, как и следовало ожидать, к собравшимся не вышли, но изредка выглядывали из окон. В конце концов в ситуацию вмешались сотрудники полиции — когда радикализм лозунгов, на их взгляд, вышел за разрешенные пределы. Полицейские вынесли пикетчикам предупреждение. Под конец мероприятия товарищи еще раз прокричали о своей солидарности с защитниками русских школ в Латвии и потянулись восвояси.
- Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ, собкор газеты «СЕГОДНЯ» в Санкт–Петербурге